Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тем

Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе

Октябрь

1 неделя

Осенняя пора, сезонные изменения.

2 неделя

Фруктовый пир

3 неделя

Овощной салат

4 неделя

Листопад

(деревья осенью)

Нод 1

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Гербова В.В. стр.35

Сравнение и описание предметов (фрукты)

Цели:

Сравнение и описание предметов (овощи)

Цели: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы; учить сравнивать предметы, выделят существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным.

О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду»с.315

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Цель: Совершенствовать умение детей составлять последовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В.В. стр.38

Нод 2

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении)

Гербова В.В. стр. 37

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданном звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слушать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Гербова В.В. стр.44

Рассказывание по скороговорки

Задачи: связная речь: воспитывать навыки связной речи грамматика: учит использовать в речи сложноподчиненные предложения;

ЗКР: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц; учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе.

О.С.Ушакова, стр.136

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Гербова В.В. стр.50

Ноябрь

1 неделя

День народного единства

2 неделя

Культура поведения

(на улице, в транспорте,

в помещении)

3 неделя

Мальчишки и девчонки, а также их родители

4 неделя

Женские профессии

(День матери)

5 неделя

Проектная неделя

Книга -лучший друг

Нод 1

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Цель: 1. Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения.

2. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

3.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи. (конспект прилагается)

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово».Обогащать словарь вежливыми словами.

Гербова В.В. стр.74

Обучение рассказыванию.

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).

Гербова В.В. стр.55

«Путешествие в страну женских профессий»

Задачи:

Расширение, активизация словаря по теме “Женские профессии”.

Закреплять умение строить простые предложения.

Развивать внимание, память, чувство ритма, умение ориентироваться в

пространстве, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. - Воспитывать уважение и любовь к профессиям.

(конспект прилагается)

Веселые рассказы Н.Носова.

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Гербова В.В. стр40

Нод 2

Звуковая культура речи: работа со звукам ж-ш

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении (на слух) знакомого звука; в умении дифференцировать звуки ж-ш а словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Гербова В.В. стр.53

Учимся вежливости

Заучивание стихотворения Р.Сфера «Совет»

Цель: Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сфера «Совет», научить выразительно, читать его.

Гербова В.В. стр.48.

Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Гербова В.В. стр.56.

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е.Балогиной «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном».

Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В.В. стр.91

Литературный калейдоскоп

Цель: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Гербова В.В. стр.49

Декабрь

1 неделя

Организм человека, здоровье

2 неделя

О, спорт, ты – мир!

(зимние и летние виды спорта)

3 неделя

Одежда, обувь, головные уборы

4 неделя

Новый год

(традиции)

Нод 1

Игра «Живые слова»

Цели: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение.

О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду» с.240

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРОЖНЕНИЕ:»Хоккей», «Кафе»

Цель: Упрожнять детей в умении различать и выполнят задания на пространственное перемещение предмета «Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («кафе»).

Гербова В.В. стр.61

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Цель: помочь детям составлять план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В.В. стр.43

Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» К.Фофанова «Нарядили елку…»

Цель : Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Гербова В.В. стр.68

Нод 2

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слое.

Гербова В.В. стр. 64.

Дидактические игры со словами.

Цель: Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифму слова.

Гербова В.В. стр.69.

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:

Связная речь: учить детей передавать литературный текст связанно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога;

Словарь: учить подбирать подходящее по смыслу определения;

Грамматика: закрепить умение употреблять трудные формы Р.П. мн.ч. сущ.(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек);

ЗКР: привлечь внимание детей к громкости и четкости произнесения слов.

О.С.Ушакова, стр.152.

Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Гербова В.В. стр.66

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка . С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают упражнения, в которых нужно:

Вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;

Образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т.п.) ;

Образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница) , прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый) ; правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных (чистый – чище, сладкий – слаще и т.п.) .

В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь) , конкретизировать мысль (например, вот) , обобщать сказанное (всегда, никогда) .

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них: как бы это сделал ты? как можно помочь? и др. Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление. («Ответ у Оли получился странный. Послушайте, как она сказала, и помогите исправить ошибки».)

Характеризуя предметы, дети шестого года жизни называют цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в их речи предложений с однородными членами. Важно, чтобы воспитатель отметил это. («Послушайте, как интересно рассказал Андрей об этой лисичке: рыжая красавица, веселая, очень яркая».)

Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения, поэтому при анализе их высказываний следует повторять сложноподчиненные предложения, составленные детьми. («Ответ Димы меня порадовал. Послушайте его еще раз».)

Употреблять сложноподчиненные предложения дошкольников можно научить с помощью приема «Дополни (закончи) предложение». («Осень навевает грусть, потому что…», «Мы позвонили, чтобы…», «Мы позвонили тогда, когда…», «Мы решили сделать остановку, так как…») В этих же целях дети расшифровывают попавшее под дождь письмо, диктуют текст письма заболевшему педагогу (сверстнику).

Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то обычно с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы, как: «Если бы я был воспитателем» (Дедом Морозом, клоуном, поваром и др.).

В старшей группе детей учат дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш – с, ж – з, ч – ц, щ – сь), звонкие и глухие (в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к), сонорные и р).

На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, ж и з, а дети (по предварительной договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: ж – движение кистями обеих рук («летит жучок»), з – отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т.п. Сначала педагог выясняет, как дети поняли задание, после чего работает со всей группой. Затем упражнение выполняют девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее задание выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами, и т.п.). Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе, что очень важно для будущего школьника). Для того чтобы задать определенный темп работы, педагог, произнеся звуки (позже – слова), считает про себя: «Раз, два, три», и поднимает правую руку, подавая детям сигнал: «Положите руки на стол!»

Воспитатель произносит 9 – 11 слов со сходными звуками, например, ж – з, а дети, как и в предыдущем задании, показывают соответствующие движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль, зонт, жмуриться, зеленый, желтый, завтра, издалека, жилет, жужжит и др.).

Воспитатель 2 – 3 раза читает рифмовку целиком или нужный для работы отрывок.


Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.

Чешская песенка, перевод С. Маршака

Педагог предлагает назвать слова со звуком ж . Детям легче выполнять это задание, если используются опорные предметы. («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком ж , которые встречаются в предложении: „Ребятишек дюжина ожидает ужина“».) По мере их называния воспитатель убирает предметы.

Воспитатель просит детей вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т.д.).

Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию (рифмующиеся) слова: ромашка – букашка – замарашка – неваляшка; волчок – бычок – сучок – сверчок – старичок – каблучок – казачок; птичка – певичка – невеличка – голубичка – земляничка – ежевичка – крупеничка .

Педагог проводит игру «Доскажи (подскажи) словечко». (Речевой материал для этого упражнения можно взять из самых разных развивающих книг для детей дошкольного возраста, детских журналов.)


Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам(кочкам) – скок да скок!»

А. Шибаев «Буква заблудилась»

Дети (с опорой на картинки) составляют «цепочку слов». Догадавшись, на какой звук заканчивается слово автобус , ребята называют вторую картинку, на которой изображен предмет, название которого начинается с последнего звука первого слова (санки). Далее дети самостоятельно выбирают картинки. Важно, чтобы каждый ребенок мог составить свою цепочку слов, получив исходную картинку от педагога или выбрав ее самостоятельно. (В распоряжении детей должно быть много картинок .) Выигрывает тот ребенок, который за определенный отрезок времени правильно составил самую длинную цепочку.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у , звукоподражания ау , слова эхо .

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

В дошкольном учреждении рекомендуется иметь словари . Для пятилетних детей больше подойдет орфографический. Педагог должен показать его детям, рассказать о том, какая это замечательная и необычная книга, предоставить возможность исследовать словарь: «Может быть, вы догадаетесь, почему я так хвалю эту книгу со странным расположением текста и без картинок».

Выслушав рассуждения и соображения детей, воспитатель рассказывает им о том, что такое словарь, показывает столбцы слов, начинающихся на определенную букву алфавита. Можно поиграть с детьми. Приведем пример.

...

Игра «Кто назовет больше слов, начинающихся на букву (А)»?

«Итак, вы смогли вспомнить двенадцать слов на букву А, – говорит педагог. – Это много, но в словаре их значительно больше, быть может, сто или двести. Сейчас я буду называть слова на букву А, которые мне особенно приятно произносить, а вы попытаетесь объяснить, что они обозначают: абажур, абрикос, август, авиация, автограф, алфавит, адажио, адмирал, адъютант, ажурный, аметист… Итак, вам пока знакомы только пять слов из одиннадцати, но уверена, что в конце года вы будете знать смысл значительно большего числа слов. Вот, должно быть, удивится наш музыкальный работник, услышав из ваших уст слово „адажио“. Давайте попросим его дать нам прослушать запись адажио из балета».

Обращаться к словарям можно в любое удобное дошкольникам и воспитателю время: в помещении и на улице, общаясь со всеми детьми или только с желающими услышать разные слова на знакомую букву. Выслушивая толкование слов детьми, педагог не должен забывать исправлять их речь, подсказывать, какое слово уместно употребить в данном случае и как правильнее построить фразу или небольшое высказывание. Упражнения, основанные на зачитывании детям слов из словаря и их толковании, на первый взгляд носят формальный характер. Однако они нравятся старшим дошкольникам, а их результативность поразительна: обогащается словарь детей, появляется устойчивый интерес к значению слов; они иначе начинают слушать и слышать рассказ воспитателя, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. В результате у детей появляются вопросы типа: «Как вы его назвали?», «Что вы сейчас сказали?», «Вы произнесли новое слово?»

В процессе общения с детьми на занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь . И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом – носителем коммуникативной культуры. В данном пособии представлены занятия, на которых дети осваивают правила поведения и учатся культурному речевому взаимодействию. На занятиях можно использовать наглядно-дидактические пособия, позволяющие детям решать практические задачи, оперируя накопленным жизненным опытом (например: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.)

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию : пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

В старшей группе детей начинают обучать пересказу . Очень важно правильно подобрать текст для этого вида работы. Текст должен так эмоционально захватить ребенка, чтобы он с интересом слушал его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе сверстников (например, рассказ В. Бианки «Купание медвежат»).

В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа, если необходимо, уместно подсказать ребенку нужную фразу. Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем-втроем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (он выбирается самим ребенком) мог принять эстафету. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

В старшей группе много внимания уделяется работе с картинками . Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.

План составляется при первом знакомстве детей с картиной. Приведем пример.

...

Воспитатель, настраивая детей на рассматривание, предлагает вниманию начальную фразу (фразы) будущего рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную поляну. Все заняты, кто чем». Далее педагог подсказывает ребятам, с чего удобнее начать рассматривание картины: «У ежат масса дел. Они разбежались по всей полянке. Ведь так? Расскажите об этом…»

Выслушивая детей, педагог задает уточняющие вопросы, подсказывает более точные слова, характеризующие ситуацию, обобщает сказанное в небольшом рассказе.

Затем педагог обращает внимание детей на другую часть картины: «Ежиха не мешает малышам. У нее свои дела, не так ли? Расскажите, что это за дела?»

Воспитатель вновь обобщает рассказы дошкольников и переключает их внимание на восприятие последнего объекта (красота поляны). Педагог завершает рассматривание заключительной фразой, передающей его отношение к картине: «Хорошо ежам на лесной полянке в теплый летний вечер!»

При такой организации работы дети рассказывают о картине без повторов и пропусков, так как воспитатель ненавязчиво подсказал им план, состоящий всего из трех пунктов.

В старшей группе закрепляется и развивается умение детей создавать картины с помощью картины-матрицы и раздаточных картинок.

Рассматривая картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием) , дети с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя довольно много сложных предложений. Логичность, полнота и образность рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером вопросов и заданий, предусмотренных воспитателем. Картинки с фабульным развитием действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение.

Для занятий со старшими дошкольниками можно использовать следующие пособия: Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (М.: Просвещение, любое издание), Радлов Н. Рассказы в картинках (любое издание). Можно также использовать соответствующие картинки, которые периодически печатаются в детских иллюстрированных журналах.

В ходе работы по картинкам с последовательно развивающимся действием необходимо учитывать следующие особенности.

Предлагая детям выстроить картинки в правильной последовательности, необходимо предоставить им возможность обсудить свои действия. Этот момент наиболее благоприятен для отработки таких речевых формул, как: «Считаю (думаю, уверен, полагаю), что ряд выстроен правильно»; «У меня есть некоторые сомнения (есть возражения)»; «Мне кажется, что Саша допустил небольшую ошибку»; «Я бы хотел (я попытаюсь) объяснить свои действия». Сначала воспитателю придется долго и настойчиво рассказывать детям о том, какие слова уместны в том или ином обращении, о том, как они обогащают речь человека. Со временем дети начнут сами подсказывать воспитателю, как в том или ином случае можно обратиться ко взрослому или сверстнику. А затем в самостоятельной речи детей появятся нестандартные речевые обороты.

Занятие по составлению рассказа по картинкам следует строить следующим образом.

Утвердив последовательность картинок, воспитатель приглашает ребенка (из числа желающих) составить повествовательный рассказ по первой картинке. Педагог выслушивает ответ и выясняет у детей, что еще можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее и содержательнее. («Я считаю, что…»; «Мне кажется, что…»; «Я не уверен, но мне кажется, что…») Затем воспитатель приглашает другого ребенка (по желанию) составить рассказ по второй картинке. И так далее.

В заключение кто-нибудь из детей составляет рассказ по всем картинкам. Воспитатель выясняет, есть ли еще желающие составить рассказ. Если необходимо, педагог предлагает ребятам послушать свой рассказ и просит их обратить внимание на необычные и редко встречающиеся слова.

Картинки с последовательно развивающимся действием – прекрасный материал для творческого рассказывания . Выстраивая картинки в определенной последовательности, дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный кульминационный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует их воображение, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями.

Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам . Например, воспитатель читает или рассказывает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обработка О. Капицы) до слов: «Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает…» О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, а если не помог, то, как потом оправдывался – все это сочиняют дети. Затем педагог читает конец сказки.

Или воспитатель рассказывает детям ненецкую народную сказку «Кукушка» (перевод К. Шаврова) до слов: «„Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!“ – закричал старший сын». Дети продолжают сказку.

Можно сочинить концовку к сказке Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски» (пересказ с английского Н. Шерешевской). Дети придумывают, где тигренок искал полоски, кого просил одолжить их ему или нарисовать, чем закончились его приключения.

А сказки Дж. Родари, у которых три конца («Собака, которая не умела лаять» и др.), – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание.

Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты. Воспитатель задает детям тему, помогает им составить рассказ и понятно для слушателей изложить его. Можно предложить детям следующие темы:

Сказка о том, как медвежонок ловил луну;

Сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло;

Сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали;

Сказка о том, как барсучишка храбрости набирался.

В старшей группе продолжается совершенствование умения составлять рассказы на темы из личного опыта . Здесь тоже очень важен выбор темы и наличие плана рассказа. Можно предложить детям следующие темы: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с праздником», «Как мы следы осени искали» (коллективный опыт); «Моя любимая игрушка (любимый мультфильм)», «Наша проказница кошка (мой знакомый пес)» и т.п.

Татьяна Казакова
Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе

Сентябрь «Здравствуй, детский сад»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[с] Цель : поупражнять детей в отчетливом произношении звуков [з] – [с], учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, упражнять в отчетливом произношении слов и фраз. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по . Стр. 46-47)

2. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я провел лето»

Цель : учить детей в составлении рассказа, опираясь на свой личный опыт

«Заяц хваста»

Цель : предложить вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок, учить характеризовать произведение, совершенствовать интонационную выразительность речи (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 35-36)

4. Дидактическое упражнение «Конкурс хвастунов»

Цель : создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми

Октябрь «Здравствуй, осень»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ц]

Цель : закрепить правильное произношение звуков [с] –[ц], учить дифференцировать эти звуки, выделять слова, с заданным звуком из фразовой речи , называть слова со звуками [с] –[ц], упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 62-63)

2. Составление описательного рассказа «Осенний день»

Цель : упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, учить составлять подробные и интересные рассказы. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 44-45)

3. Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеева

Цель : Напомнить детям приметы ранней осени, помочь определить приметы поздней осени при рассматривании картин и фотографий, при анализе поэтических строк и узнать эти приметы в стихотворении, помочь запомнить стихотворение и выразительно читать его. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 54-55)

4. Дидактическая игра «Овощи» , «Угадай, что это» ?

Цель : Учить детей различать овощи по описанию, активизировать знания об овощах, фруктах, ягодах. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 53-54, 56-57)

Ноябрь «Животные»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ж] – [ш]

Цель : упражнять детей в отчетливом произношении слов, содержащих звуки [ж] – [ш], развивать фонематический слух , учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками [ж] – [ш], совершенствовать интонационную выразительность речи . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 79-81)

2. Рассказывание по картинкам «Ежи»

Цель : закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины, учить логично, последовательно и подробно строить описание, уточнить представление детей о диких животных, воспитывать умение задавать вопросы, воспитывать навыки культурного общения (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 52-53)

3. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Цель : вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые, предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – лису, и сравнить их с героями персонажей других сказок . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 76-77)

4. Беседа на тему : «Дикие животные»

Цель : помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных, закрепить новые сведения используя картины о животных, поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 102-103)

5. Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?» , «Кто где живет?»

Цель : уточнить представление детей о диких животных, закреплять в речи названий диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.

Декабрь «Новый год у ворот»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ш]

Цель : совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различие звуков [с] –[ш], на определение наличия их в словах и фразовой речи , на придумывание слов с определенным звуком, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 92 -93)

2. Чтение детям рассказа «Таня выбирает елку» Л. Воронкова

Цель : познакомить детей с новым литературным произведением, совершенствовать интонационную выразительность речи (Конспект)

3. Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака

Цель : помочь детям понять и запомнить детям стихотворение, учить выразительно читать его, познакомить детей с тем, что предложения состоят из слов, которые произносят одно за другим (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 93-94)

4. Составление детьми рассказов на тему «Дед Мороз едет на елку»

Цель : поощрять попытки детей составлять подробный описательный рассказ. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 94-95)

Январь «Зима»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[ж]

Цель : совершенствовать звуковое восприятие детей посредством упражнений на различие звуков [з] –[ж] изолированных в словах, придумывание слов с заданным звуком. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 105-106)

2. Рассказывание по картине «Зимние развлечения »

Цель : учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 84-85)

3. Чтение детям рассказа «Про снежный колобок» Н. Калинина

Цель : познакомить детей с новым художественным произведением, совершенствовать речь детей. Заучивание сихотворения «Зима» И. Сурикова

Цель : помочь детям запомнить стихотворение, выразительно читать его. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 103)

Февраль «Что мы знаем о пиццах»

1. Рассказывание по картинкам «Кормим птиц»

Цель : учить детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии , воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию, активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 107-108)

2. Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»

Цель : учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. (Источник старшей группе детского сада . Развитие речи . Стр. 88-90)

3. Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Майкова

Цель : помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 130 - 131)

4. Дидактические упражнения «Слова перепутались»

Цель

Март «Весна - красна в гости пришла»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ч] –[щ]

Цель : учить детей различать на слух звуки [ч] –[щ]: изолированные, в словах, во фразовой речи , придумывать слова на заданный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 133 - 134)

2. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель : учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине, обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы. (Источник : В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада . Развитие речи . Стр. 81-83)

3. Заучивание «Стихов о весне» С. Маршака

Цель : помочь усвоить содержание «Стихов о весне» , выделить в них описанные приметы сезона (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 134 - 135)

4. Дидактическое упражнение «Распутай предложение»

Цель : учить детей правильно строить предложения, активизировать речь детей

Апрель «Профессии людей»

1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [р] –[л]

Цель : упражнять детей в различении звуков [р] –[л] в словах, фразовой речи , учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 144 - 146)

2. Беседа «Труд работников детского сада »

Цель : расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, поупражнять детей в сосавлении глаголов с приставками. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 85 - 86)

3. Чтение детям произведения «Дядя Степа» С. Михалкова

Цель : познакомить деей с новым произведением. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 115 - 116)

4. Дидактическая игра «Магазин Сувенир»

Цель : учить детей составлять подробные рассказы-описания. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 114)

Май «Скоро лето»

1. Рассказывание по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом

Цель : воспитывать умение составлять подробные и интересные описательные рассказы по картинкам, представляющим сюже в развитии . (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 135 - 136)

2. Беседа «Как мы встречали весну?»

Цель : активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. (Источник : В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада . Стр. 152 - 153)

3. Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель : учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.

4. Дидактическое упражнение «Похожие слова»

Цель : расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.