Пенсионные выплаты за выслугу лет в российской федерации. Пенсия за выслугу лет в России: условия назначения, как получить, размер Виды пенсий за выслугу лет в рф

Все граждане, которые относятся к этой категории, могут при наступлении определенных условий обратиться за ее получением. Условия и порядок назначения госслужащим, а также порядок этой процедуры будут рассмотрены далее.


Пенсия за выслугу лет – это определенные выплаты от государства, которые имеют право получать некоторые категории лиц только при наличии у них законодательно установленного трудового стажа.

При ее назначении не учитывается возраст гражданина, а также его трудоспособность, значение имеет лишь фактический работы в определенной сфере. Выплаты данной пенсии осуществляются из федерального государственного бюджета.

Право на получение выплат по выслуге лет является дополнительной социальной гарантией , которая предоставляется от лица государства федеральным госслужащим. Для ее получения они должны соответствовать множеству критериев, а именно:

      1. Быть уволенными по одному из следующих оснований:
        • сокращение штатов;
        • соглашение сторон;
        • собственное желание;
        • обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
        • изменения условий действующего трудового договора (контракта);
        • достижение максимально возможного возраста;
        • ликвидация государственного органа.
      2. Иметь опыт работы на госслужбе не менее 15 лет. Однако в некоторых случаях законодательство предполагает возможность выхода на пенсию даже при меньшей величине стажа.
      3. Занимать должность госслужащего без перерыва в течение минимум 12 месяцев до увольнения.
      4. Достигнуть максимального срока, в течение которого можно пребывать госслужбе. Его продолжительность составляет 60 лет.

Стоит учесть, что одновременно работать на госслужбе и получать пенсию по выслуге лет гражданин не имеет права. Еще одно требование касается , с которого госслужащий может уйти на выслугу лет. Он устанавливается отдельно для мужчин и женщин и составляет 60 и 55 лет соответственно.

Если стаж составляет 25 лет и сотрудник работал на госслужбе 7 непрерывных лет перед увольнением, то уйти на пенсию по выслуге лет он вправе в любой момент, даже до достижения установленного законодательством возраста.

Порядок расчета

На расчет пенсии для госслужащего влияют несколько факторов, представленных ниже.

Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию

При этом в расчет принимаются только те выплаты, что были сделаны гражданину на государственной службе. То есть, если он в этот период работал где-то в другом месте, полученная там заработная плата во внимание приниматься не будет.

Работодатель не в праве нарушать сроки выплаты декретных. Подробнее о правах беременных женщин на получение пособия читайте .

Дополнительные надбавки

Пенсия по выслуге лет назначается дополнительно к и выплачивается вместе с ней. Законодательством установлен минимальный страховой стаж, требуемый для получения последнего вида пенсии. Он ежегодно увеличивается и в 2016 году составляет 7 лет.

Госслужащего возможна в том случае, если, кроме этого, он официально работал в других местах и совершал со своей заработной платы страховые взносы. В этом случае величина доплаты определяется от суммы его капитала и стажа работы, а также установленного коэффициента. Для расчета такой доплаты лучше всего обратиться в отделение ПФР, поскольку только сотрудники фонда смогут точно и правильно рассчитать размер доплаты с учетом всех характеристик пенсионера.

Пенсия за выслугу назначается некоторым категориям работников при условии наличия у них определенного стажа. К одной из таких категорий относятся и госслужащие, которые вправе уйти на эту пенсию при наличии у них минимум 15 лет стажа работы на этой службе. Ее размер определяется от среднемесячного заработка и составляет от 45 до 75% его величины.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет . Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в , и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

Льготная пенсия учителям по выслуге лет — будут ли изменения в 2020 году?

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

  • Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет ).
  • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроко. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года вместо двух.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

Например, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. во первом полугодии 2020 года). Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

Основные условия льготного выхода на пенсию педагогов по выслуге лет можно изобразить следующим образом:

Инфографика: условия выхода на пенсию педагогических работников по новому закону

Новым законом не установлено, какого рода деятельность педагог должен вести в течении периода этой отсрочки. Это означает, что он может как прекратить педагогическую деятельность, проработав 25 лет, так и продолжить ее (на свое усмотрение).

Выслуга лет для учителей в 2020 году

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы :

Период профессиональной деятельности Законодательный акт
до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 г.
с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.
с 01.11.1999 по 31.12.2001 № 1067 от 22.09.1999 г.
с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена .

Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами.

В противном случае, в ПФР при определении права на досрочную пенсию могут быть исключены из стажа некоторые периоды работы, которые не соответствовали вышеуказанным требованиям.

Какие должности входят в педагогический стаж (перечень)

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Наименование организации Наименование должности
Общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, училище и т.п.)
  1. Зав. учебной частью.
  2. Старший преподаватель.
  3. Преподаватель.
  4. Старший воспитатель.
  5. Воспитатель.
  6. Учитель
  7. Учитель-логопед.
  8. Логопед.
  9. Учитель-дефектолог.
  10. Музыкальный руководитель.
  11. Военный руководитель.
  12. Социальный педагог.
  13. Педагог и другие.
Общеобразовательные школы-интернаты (гимназия-интернат, кадетская школа-интернат и т.д.)
Образовательные учреждения для детей-сирот (детский дом, школа-интернат и т.п.)
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторная школа-интернат)
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии (детский сад, школа и т.д.
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа — детский сад, прогимназия)
Образовательные учреждения среднего проф. Образования (ССУЗы: техникум, училище-интернат, музыкальная школа, школа-лицей и т.п.) и другие учреждения
Учреждения доп. образования детей (центр доп. образования для детей, развития творчества детей, внешкольной работы и т.д.)
  1. Директор (заведующий, начальник).
  2. Зам. директора (заведующего, начальника).
  3. Тренер-преподаватель.
  4. Преподаватель.
  5. Старший тренер-преподаватель по адаптивной физ. культуре.
  6. Педагог доп. образования и другие.
Дворец детского (юношеского) творчества, учащейся молодежи, детского и юношеского туризма, детской культуры, станция юных натуралистов и другие

Полный перечень приведен в Списке должностей и учреждений, утвержденном Правительством. Именно в таких, предусмотренных списком формулировках должна быть запись в трудовой книжке, чтобы период работы был зачтен в качестве льготного педагогического стажа.

Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке . При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

  1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
    • начальных классов общеобразовательных учреждений;
    • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
  2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
  3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
    • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
    • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
  4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
    • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
    • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.

Вопрос — ответ

Входит ли отпуск по уходу за ребёнком в льготный педагогический стаж?

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года . В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

После принятия закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» , который вступил в силу 06.10.1992 г., длительность отпуска по уходу за ребенком больше не включается в стаж для досрочного оформления пенсии (в том числе и в льготный педагогический).

Тем не менее, период ухода за ребенком до 1,5 лет включается согласно п. 3 части 1 ст. 12 закона № 400-З от 28.12.2013 г. (но суммарно не более 6 лет). Напомним, что длительность страхового стажа учитывается при назначении пенсии на общих основаниях (т.е. при достижении общеустановленного пенсионного возраста).

Юрий, добрый вечер!

Для пенсии по выслуге лет имеет значение стаж в 25 лет и основание расторжения служебного контракта (п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации).

После расторжения служебного контракта Вы вправе обратиться в территориальное подразделение Пенсионного фонда с заявлением о назначении Вам пенсии по выслуге лет и после всех формальностей начнете ее получать.

К Вашей ситуации применим также следующий нормативно-правовой акт.

В ч. 2 ст. 7 содержится ответ на Ваш второй вопрос.


Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - , - 9 части 1 статьи 33 , пунктами 1 , 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37 , пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон „О государственной гражданской службе Российской Федерации“) (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 57-ФЗ , от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

пунктами 1 , (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий „руководитель“ или „помощник (советник)“), и 7 части 1 статьи 33 , подпунктом „б“ пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и , - Федерального закона „О страховых пенсиях“ и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ , от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий „руководитель“ или „помощник (советник)“), и 9 части 1 статьи 33 , подпунктом „а“ пункта 1 , пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37 , пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.
О сохранении права на пенсию за выслугу лет за лицами, приобретшими его до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ .

1.1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“, до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.05.2011 N 94-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом »О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)


(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
1) соглашение сторон служебного контракта настоящего Федерального закона);
2) истечение срока действия срочного служебного контракта настоящего Федерального закона);
3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего настоящего Федерального закона);
4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя ((статья 29 настоящего Федерального закона);
8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и статьи 28 настоящего Федерального закона);
9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта настоящего Федерального закона);
11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы настоящего Федерального закона);
12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации настоящего Федерального закона);
13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;
15) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2014 N 509-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

По достижении возраста, после которого назначается пенсия по старости, Вы также дополнительно будете ее получать.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях» Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.

В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» ) четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:

1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.

2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.

3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.

В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.

4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.

5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.

6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).

7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.

Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет предоставлено: артистам балета (в том числе на льду); артистам – исполнителям танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистам театров мимики и жеста; травести; артисткам-вокалисткам (солисткам) театров оперы и балета и некоторым другим. При том же стаже творческой работы (не менее 20 лет) для борцов цирков и концертных организаций предусмотрен возрастной ценз 50 лет.

При стаже творческой работы не менее 25 лет право на пенсию за выслугу лет имели, например, артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств (артистки-вокалистки (солистки) имели право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет), артисты, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах. А вот для артисток драматических театров введен возрастной рубеж: пенсия устанавливалась им при указанном стаже творческой работы по достижении 50-летнего возраста.

Наконец, при стаже творческой работы не менее 30 лет пенсия за выслугу лет назначалась артистам хора профессиональных художественных коллективов, артистам (мужчинам) драматических театров (однако последним лишь по достижении 55 лет).

Итак, как мы видим печень лиц, которые имеют право на получение пенсии по выслуге лет, довольно-таки сокращен. В чем дело и почему теперь в новом действующем законодательстве на право получение пенсии по выслуге лет имеют только две категории: государственные служащие, и только федеральные, и военнослужащие? Что же отличает других от этих категорий? Ведь практически все требования к вышеперечисленным гражданам сохранились, но право они имеют на досрочную пенсию по старости. Дело вот в чем. Как мы знаем, по действующем российскому пенсионному законодательству гражданин, получивший пенсию за выслугу лет в дальнейшем имеет право получения пенсии по старости при достижении им определенного возраста (женщинам – 55 лет, мужчинам – 60 лет). Таким образом, полковник при достижении им 45-летнего возраста с выслугой в 23 года уходит на пенсию, и будет получать пенсию по выслуге лет. При достижении им возраста 60-ти лет ему будет начислена пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях». А, следовательно, он будет получать две пенсии одновременно.

Лица, которые имеют право на досрочную пенсию по старости, получат ее вследствие наличия определенного стажа или достижения определенного возраста. Однако на протяжении всей оставшейся жизни они так и будут ее получать одну. То есть при достижении ими пенсионного возраста еще одна пенсия им насчитана не будет. В этом и заключается особенность пенсии по выслуге лет.

6.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим

Военнослужащие обладают специальным статусом, в отношении них принят специальный Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» распространяютсяна следующие категории лиц:

1) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

2) лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

3) лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

4) лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

5) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение пенсии за выслугу лет, а также по инвалидности, а члены их семей – на пенсию по случаю потери кормильца. В ходе прохождения военной службы военнослужащий может претендовать сразу на две пенсии (например, по инвалидности и по выслуге лет). Сразу обе пенсии ему выплачиваться не будут. Военнослужащим предоставляется право выбора пенсии, которую они будут получать: либо по инвалидности, либо по выслуге лет. Причем по достижении пенсионного возраста военнослужащие имеют право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях» . Жены и родители, которым начислена пенсия (например, по случаю потери кормильца), также получают пенсии по старости при достижении ими пенсионного возраста.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

1) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.

Например, подполковнику назначается пенсия за выслугу лет. Он прослужил 30 лет. Размер пенсии будет рассчитываться следующим образом. За 20 лет выслуги ему положено 50 % денежного довольствия, а за оставшиеся годы – 30 % (10 лет Ч 3 %). Таким образом, размер его пенсии составляет 80 % от денежного довольствия;

2) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 % указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В Законе РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» различается две группы инвалидов, от которых и зависит размер начисляемой пенсии.

Инвалиды подразделяются на следующие категории:

1) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

2) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Пенсия по инвалидности военнослужащим устанавливается в следующих размерах:

1) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп – 85 %, III группы – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия;

2) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп – 75 %, III группы – 30 % соответствующих сумм денежного довольствия.

Денежное довольствие состоит из следующих элементов: оклада по занимаемой должности, оклада по званию и процентной надбавки за выслугу лет.

При пересмотре группы инвалидности соответственно изменяется и размер пенсии. В случае, если у инвалида вследствие военной травмы инвалидность усиливается в связи с общим заболеванием, трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, пенсия пересчитывается по новой группе инвалидности с сохранением прежней ее причины.

Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин военной травмы; супругу, одному из родителей или другому члену семьи вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), – до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

2) отец, мать и супруг, если они достигли возраста мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами;

3) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

4) дед и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Жены (мужья) лиц, умерших вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет.

Родители лиц, умерших (погибших) вследствие заболевания в период прохождения военной службы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей.

6.3. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации

Согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, следующим лицам: мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации; мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В то же время на федеральном уровне был принят специализированный Федеральный закон от 27 ноября 2001 г.№ 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» , который определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд РФ от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты. Таким образом, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее – доплату к пенсии) за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин (ст. 1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы. Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утвержденыпостановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155. Названным постановлением Правительства РФ установлены также Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В данных Правилах установлено разграничение периодов выполнения работ в должностях, предусмотренных вышеназванным списком. Так, периоды выполнявшейся до 1 декабря 1991 г. работы в должностях, предусмотренных списком, на воздушных судах гражданской авиации СССР засчитываются в выслугу:

1) лицам из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии;

2) иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением доплаты к пенсии, если при определении права на доплату к пенсии в выслугу включены периоды работы, выполнявшейся на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации с 1 января 1999 г.

Периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:

1) каждые 20 ч налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подп. «б» п. 5 Правил) – за 1 месяц выслуги;

2) каждые 12 ч налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, – за 1 месяц выслуги.

Исчисление выслуги в соответствии с положениями вышеназванных Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации соответственно на 20 и 12 ч. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

При выполнении в течение года работ, указанных как в подп. «а», так и в подп. «б» п. 5 Правил, исчисление выслуги производится пропорционально налету часов (периоду занятости) на каждой работе.

Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений – справками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Размер доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством РФ по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в период, установленный законодательством РФ для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ в предшествующем квартале по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода (Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

При определении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в период, установленный законодательством РФ для исчисления пенсии, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше пяти.

При определении размера доплаты к пенсии указанным лицам коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный (Федеральный закон РФ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

Например, на практике может возникнуть следующая ситуация. С работниками авиакомпании, направленными на работу за границу на 4–6 месяцев, заключается индивидуальный трудовой договор, где оговариваются все существенные условия труда, в том числе и заработная плата. Заработная плата установлена выше средней зарплаты работника по основному месту работы. Зарплата за период работы за границей выплачивается работнику по основному месту работы.

Учитывается ли начисленная зарплата работника за период работы за границей при исчислении его среднего заработка?

Ответ. Во всех случаях определения размеров средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, применяется порядок ее исчисления, установленный ст. 139 ТК РФ.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника во всех случаях, кроме оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

При этом абз. 4 п. 7 Порядка исчисления среднего заработка в 2000–2001 гг., утвержденного Постановлением Минтруда России от 17 мая 2000 г. № 38 (с изменениями от 21 ноября 2001 г.), применяемого в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ), установлено, что при повышении тарифных ставок, должностных окладов, денежного вознаграждения в пределах расчетного периода повышению подлежат тарифные ставки, должностные оклады, денежное вознаграждение, а также другие выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка, за предшествующий изменению отрезок времени.

Таким образом, при исчислении среднего заработка работника авиакомпания должна учитывать всю начисленную в расчетном периоде данному работнику заработную плату, в том числе начисленную в период работы за границей, в полной сумме.

Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» установлен для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд РФ, тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 14 % выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.

Начисление страховых взносов по указанному тарифу не производится на начисленные работодателями в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплаты, которые в соответствии с НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) (ст. 238 НК РФ).

Все пенсии, начисленные работникам летного состава гражданской авиации до вступления в законную силу Федерального закона «О трудовых пенсиях», в течение действия данного Закона подлежат обязательной индексации.

Еще одним постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384 установлен порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава.

Право на пенсию имеют:

1) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: летчики (пилоты) – испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры – испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры испытатели, парашютисты-испытатели;

2) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний): инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований;

3) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считаются:

1) один год работы в должностях, указанных в подп. «а» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

2) один год работы в должностях, указанных в подп. «б» п. 3 вышеназванного Положения, при налете в год 120 ч и более – за два года, от 50 до 120 ч – за полтора года, менее 50 ч – за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50 % указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах;

3) один год работы в должностях, указанных в подп. «в» п. 3 вышеназванного Положения, за два года при условии выполнения установленной нормы налета часов.

Согласно Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т. д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации. При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение одного года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается. В случае, когда отсутствие налета вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности.

Пенсии работникам летно-испытательного состава при выслуге 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин назначаются в размере 55 % заработка и за каждый год сверх требуемой выслуги – по 1 % заработка, а летчикам (пилотам) – испытателям, штурманам-испытателям и парашютистам-испытателям, у которых не менее 2/3 необходимой выслуги лет приходится на проведение испытаний опытных летательных аппаратов или парашютно-десантной техники на предприятиях и в организациях, конструирующих, производящих и испытывающих авиационную, аэрокосмическую, воздухоплавательную и парашютно-десантную технику, – по 3 % заработка.

Размер пенсии, исчисленный в соответствии с Положением, летчикам-испытателям I класса повышается на 10 %. Во всех случаях максимальный размер пенсии не может превышать 75 % заработка. Пенсия работникам летно-испытательного состава при выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет уменьшается на 2 % заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.

6.4. Выслуга лет в учреждениях образования, здравоохранения, театрально-зрелищных предприятиях

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, – в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Для начисления пенсии по каждой категории граждан в российском законодательстве приняты постановления об определении круга должностей, имеющих право на досрочное назначение пенсии, а также правила ее начисления. Так, например, для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, установлены список работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, с учетом которых досрочно устанавливается пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Список выглядит следующим образом.


В стаж работы засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1–1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, – в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.

Периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Работа в учреждениях здравоохранения, указанных в п. 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

Работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

1) на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

2) у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):

1) общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);

2) гимназиях;

3) межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольных учебных комбинатах);

4) школе-интернате;

5) детском саду;

6) яслях-саду (саду-яслях);

7) детских яслях;

8) техникуме;

9) колледже;

10) училище;

Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет.

Для работников здравоохранения установлены свои специфические правила назначения досрочной пенсии по старости постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 . Данные Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Периоды работы в качестве главной медицинской сестры засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

1) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца;

2) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, один год работы засчитывается в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа.

В отношении работников театрально-зрелищных предприятий действует постановление Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 «Об утверждении списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет» . При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. Право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют:

1) при стаже творческой работы не менее 15 лет в должностях:

а) артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии;

б) артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

2) при стаже творческой работы не менее 20 лет в следующих должностях:

а) артисты балета (в том числе балета на льду);

б) артисты – исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах;

в) артисты театров мимики и жеста;

г) травести (артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек);

д) артисты цирков и концертных организаций: акробаты-эксцентрики, мотовелофигуристы, балансеры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны (коверные), исполняющие номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет, силовые жонглеры, жонглеры, лилипуты – артисты всех наименований, а также борцы, достигшие 50-летнего возраста;

е) артистки – вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания;

3) при стаже творческой работы не менее 25 лет в должностях:

а) артисты – вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артисток-вокалисток (солисток);

б) артисты профессиональных хоровых коллективов, исполняющие сольные партии;

в) артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах;

г) артисты-кукловоды в театрах кукол;

д) артисты детских театров и театров юного зрителя;

е) артистки драматических театров, достигшие 50-летнего возраста;

ж) артисты – исполнители трюковых номеров (каскадеры);

4) при стаже творческой работы не менее 30 лет в должностях:

а) артисты хора профессиональных художественных коллективов;

б) артисты драматических театров, достигшие 55-летнего возраста.

6.5. Выслуга лет государственных служащих

Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по таким основаниям, как:

1) ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;

5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Граждане, уволенные с федеральной государственной службы, кроме первой группы, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное местожительство размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.

Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственное пенсионное обеспечение назначается гражданам из числа , , , а также , перечень должностей которых устанавливается Президентом РФ.

  1. гражданство РФ;
  2. стаж 20 и 25 лет (женщинам и мужчинам соответственно);
  3. увольнение с должности, дающей право на пенсию за длительный трудовой стаж.

С начала 2017 года пенсионный возраст госслужащих увеличивается на 6 месяцев в год до достижения следующих значений к 2032 году:

  • 65 лет для мужчин;
  • 63 года для женщин.

Предельный возраст пребывания на должностях гражданской службы также увеличен до 65 лет.

Условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов

Граждане РФ, которым присвоено звание летчик-космонавт СССР или летчик-космонавт РФ, относятся к числу лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, и имеют право на назначение государственного пенсионного обеспечения ранее общеустановленного срока.

Одним их требований, при назначении пенсий космонавтам, является наличие у мужчин 10 лет , а у женщин 7,5 лет стажа работы в подразделении, выполняющем летно-испытательные задачи, если общий стаж достигает 25 и 20 лет соответственно.

При увольнении космонавта в связи ухудшением состояния здоровья, которое не позволяет далее выполнять должностные обязанности, требуемый стаж в летном подразделении составляет 10 и 7,5 лет для мужчин и женщин, при общем стаже работы 20 и 15 лет соответственно.

Граждане из числа космонавтов могут воспользоваться правом на получение двух пенсий одновременно:

  • государственной за выслугу лет;
  • страховой пенсии по старости (при наличии права для ее назначения).

Пенсия работников летно-испытательного состава

Гражданам, по роду своей деятельности участвующим в летных испытаниях новых образцов воздухоплавательной, аэрокосмической техники и средств десантирования, предоставлено право выхода на пенсию после 25 и 20 лет работы в данной отрасли соответственно мужчинам и женщинам, но с условием, что не менее, чем 2/3 стажа приходится на службу в должности, дающей право на досрочный выход на заслуженный отдых.

При увольнении в связи с ухудшением состояния здоровья , пенсионное обеспечение может быть назначено при выслуге:

  • мужчины — 20 лет;
  • женщины — 15 лет.

При установлении пенсии лицам из числа летно-испытательного состава сохраняется требование о непосредственном участии в испытательных полетах в течение, не менее чем 2/3 от продолжительности общего стажа работы.

Размер пенсии за выслугу лет различным категориям

Размет государственной пенсии федерального служащего устанавливается в соответствии с требованиями статьи ст. 14 закона № 166 от 15.12.2001 года и составляет 45% от его среднемесячной заработной платы.

За каждый год государственной службы, превышающий 15 лет , пенсия увеличивается на 3% среднемесячной заработной платы служащего.

Размер пенсии за выслугу лет военнослужащего, напрямую зависит от:

  • продолжительности службы;
  • должности и звания;
  • размера денежного довольствия.

При определении размера пенсионной выплаты за выслугу лет космонавтам и летно-испытательному составу , предъявляются индивидуальные требования в зависимости от общего профессионального стажа, налета часов, времени нахождения в особых условиях службы при проведении космических или испытательных полетов.

Порядок и сроки назначения пенсионного обеспечения

Пенсия по выслуге лет, выплачиваемая федеральным госслужащим, космонавтам, работникам летно-испытательного состава и военнослужащим может быть назначена также к страховой пенсии по инвалидности.