Проективные методики. Тесты в картинках: Что значит для вас дружба? Умеете ли вы дружить? Умеете ли вы сопереживать? Умеешь ли ты дружить? Стимульный материал. Ключ к тесту

Дружба – это большая ценность. Она помогает нам учиться, жить, работать. Она делает нас добрыми, сильными, отзывчивыми. Иметь друга – великое счастье. Дружба – это готовность оказать помощь друг другу, разделить с ним радость и горе. Можно другу найти, но очень легко его потерять. А ты умеешь дружить?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам, ребята, пройти тест «Умеешь ли ты дружить?»

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех…

а) с кем у меня складываются хорошие отношения

б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации

в) кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

а) были классными и интересными

б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь

в) никогда не предавали

3. Если тебе предложили бы выбрать одну из книг для чтения, то это была бы книга…

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни

б) про интересных людей и их приключениях

в) детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

а) попытаюсь их утихомирить…

б) отойду в сторону – это не мои проблемы!

в) разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

а) думаю, что да

б) я не уверен(а)

в) по-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

б) не знаю

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

а) не стану дожидаться и позвоню сам(а)

б) посочувствую по телефону

в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

0-20 баллов . Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь.

Но подумай: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла . С тобой интересно и приятно общаться. Дружить с тобой мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить.

34-48 баллов . Для тебя дружба – это все или почти все. Ты грустишь, когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) отложить все свои дела.

Пройдите тесты и узнайте, что для вас означает дружба, а что – любовь.

На картинке изображены контуры двух людей, гуляющих с собаками. Дорисуйте эти контуры, изобразите те детали, которых, по вашему мнению, не хватает.

А теперь ответьте себе на вопрос: «Кого вы дорисовали первым?»

Фигура, которой вы занялись в первую очередь , «рассказывает» о вас, а фигура, которую вы дорисовывали второй, говорит о вашем друге. И это не какой-то определенный человек, а некий собирательный образ тех качеств, которые вы цените в друзьях.

Если первым делом вы дорисовали людей , это свидетельствует о вашем умении дружить. К друзьям вы относитесь как к равным и никогда не стремитесь поглотить друг друга, никогда не спорите, кто в ваших отношениях главный и т. д.

Если в первую очередь вы дорисовали человека, а затем собаку , это свидетельствует о вашем стремлении к доминантности. Вы не понимаете равноправных отношений в дружбе, считая это скучным делом и потерей времени. Вам настолько нравится командовать близкими людьми, подчиняя их своей воле, что порой вы даже требуете от них отчета о выполнении ваших заданий.

Если в первую очередь вы занялись собакой, а во вторую – человеком , это, соответственно, показывает вашу тенденцию к подчинению в дружеских отношениях. Вам проще играть роль второй скрипки, оставаться в тени и не проявлять инициативу.

Если в первую очередь вы дорисовали обеих собак , это свидетельствует о том, что вы противопоставляете вашу дружбу всему окружению: «Против кого будем дружить?» Причины противопоставления могут быть самыми разными – от подросткового конфликта со взрослыми до глубокой травмы и разочарования в людях в целом или в определенной категории людей. Но главное, вы ищете именно такие искренние и верные отношения, какие могут быть только у собак. И, в отличие от многих, вы их находите.

Тест показывает вашу способность к сопереживанию.

Перед вами изображена грустная собака. И ей чего-то очень не хватает для поднятия настроения. Чего же? Нарисуйте на бумаге. Рисуйте все, что вздумается, не анализируйте: «Это собаке подходит, а это – нет».

Что вы нарисовали?

животное большего размера , это свидетельствует о некотором высокомерии, проявляющемся у вас в момент, когда у ваших друзей появляются проблемы. Вы не отказываете в помощи, но и не упустите момент отчитать (да-да, это слово нужно выделить жирным шрифтом) человека за его неосторожность и неумение спрогнозировать ситуацию.

Если рядом с собакой вы нарисовали животное меньшего размера , чем изображенная собака, это означает, что вы умеете искренне сочувствовать, а вот помогать не всегда знаете как.

Если вы нарисовали рядом с собакой человека , это свидетельствует о вашем равнодушии. Проблемы других для вас – это нечто далекое и инородное, лишние хлопоты.

Если вы построили собаке домик, конуру, положили подстилку, запустили в дом , это означает, что вы всегда (морально и физически) согреете человека, попавшего в беду. Вы не боитесь быть ответственным за внезапно свалившееся на вас дело, всегда держите обещания. Все ваши друзья могут быть спокойны: с вами не пропадешь!

Ошейник, намордник, загон, клетка. Если вы дорисовали собаке подобные детали, это означает, что проблемы других вам до лампочки. Вы намеренно не вмешиваетесь в их дела, считая, что каждый сам должен выбираться из болота.

Вода, еда (любая, даже та, которую собаки не едят), атрибуты, связанные с едой (миска, ложка, чашка), готовка еды – если вы добавили такие детали, это означает, что вы не пройдете мимо нуждающегося и обязательно поможете человеку, попавшему в беду. Причем необязательно другу. Вы не можете спокойно смотреть на страдания других. А потому кидаетесь ко всем на выручку. Ваша проблема в том, что порой такая «забота» может оказаться бесцеремонной. Хотя это уже дело этики и конкретных ситуаций. В любом случае даже такая помощь намного лучше, чем никакая.

Тест покажет ваше отношение к любви.

Перед вами очередной рисунок. Завершите его так, чтобы придать изображению законченный вид. Обязательные условия – следует изобразить фон и людей.

Что вы изобразили?

Если вы превратили лодку в старую и непригодную (дорисовали щели, дыры, сделали акцент на старой древесине), это означает, что ваше отношение к любви в данный момент оставляет желать лучшего. Сейчас вы не способны строить нормальные устойчивые любовные отношения по двум причинам:

  • вы молоды и неопытны, а потому в межличностных отношениях совершаете глупые ошибки;
  • вы перенесли любовную драму и еще не оправились от раны, а потому не спешите завязывать новые отношения.

Если же вы укрепили лодку , это означает, что вы умеете любить и желаете построить (или уже построили) прочный союз.

Паруса . Если вы дополнили лодку парусами, это означает то, что вы готовы развивать отношения и работать над ними. Чувство любви никогда не было для вас лишним.

Без парусов . Если вы обошлись без парусов, это свидетельствует о том, что вы не знаете, что делать с чувством любви. Состояние влюбленности и любви вас скорее пугает, чем радует.

Вода . Как выглядит ваш водоем?

Бурное море с большими волнами. Любовь для вас – это нечто всеобъемлющее, страстное, бурное, безумное. Это то, что может сбить вас с толку и с головой окунуть в самую пучину чувств.

Если вы изобразили тихий водоем без волн , это означает, что ваша любовь обычно протекает ровно, спокойно, душевно, без слез и истерик. Ваша любовь очень похожа на теплые чувства, которые вы испытываете к близким родственникам и друзьям.

Если вы нарисовали водоем, кишащий опасными пресноводными или морскими животными – крокодилами, акулами, ядовитыми медузами, колючими ежами, острыми кораллами (да-да, кораллы – это тоже морские животные, причем очень древние), это означает, что вы боитесь влюбиться, считая данное чувство небезопасным.

Небо показывает склад вашего мышления. Если на небе вы нарисовали ночь, луну, звезды, чаек на закате , это означает, что вы – неисправимый романтик.

Если же на вашем небе светит яркое солнце , чтобы было видно, куда плыть, а в небе ветрено и ветер надувает паруса, это означает, что даже к любви вы подходите с практической точки зрения.

Люди . Чем они занимаются?

Если ваши герои просто держатся за руки (то есть вы нарисовали стандартный, социально известный образ влюбленной парочки), это означает, что в данный момент вы пока не готовы открыть свое сердце другому или испытываете усталость, неготовность к тестированию.

Если же изображенные люди активно взаимодействуют :

  • вместе работают веслами,
  • один сидит на носу и командует, куда плыть,
  • указывают на что-то друг другу, что-то обсуждают и т. д., –

все это означает, что вы умеете любить и знаете, как сделать так, чтобы над отношениями работали оба.

Если же из изображенных вами людей работает кто-то один, а другой отдыхает, или один что-то рассказывает, а другой не слушает / спит / хочет покинуть лодку , это означает, что ваши любовные отношения сейчас переживают не лучшие времена: один старается, все тащит на себе, а другой не прикладывает никаких усилий, живет «на готовеньком».

Классный час «Умеешь ли ты дружить?»

Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!

Ш.Руставели.

Цель:

сформировать у школьников понятия «дружба», «настоящий друг», «дружеские отношения»; ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.

Задачи:

Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу потребность в самовыражении, умение ценить дружбу, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Наше занятие мне хотелось бы начать с упражнения на релаксацию. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу. Сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму.

(Через 20 секунд)

Откройте глаза, разомкните руки.

Что вы почувствовали?

(Ответы детей –тепло.)

Прикасаясь, друг к дружке, вы чувствовали тепло товарища. Я хочу, чтобы это тепло сохранилось в течение всего нашего занятия.

2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. Введение в тему.

Тема нашего занятия- «Умеешь ли ты дружить?», а что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый.

Для продолжения разговора предлагаю посмотреть небольшой ролик.

(РОЛИК)

Ребята, как вы думаете, о чем этот ролик? Какую проблему поднимают авторы сюжета?

(Ответы детей)

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» приводит вот такое определение дружбы.

(«Дружба -…. Бескорыстная стойкая приязнь»)

На первое место знаменитый писатель ставит БЕСКОРЫСТИЕ. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе во всем. Но не все это умеют, не у всех получается. Некоторые люди просто не умеют дружить.

Действительно такая проблема существует, она актуальна и для ребят вашего возраста, по крайней мере, об этом говорят результаты исследований, которые мы проводили в нашей школе.

  • Как должен поступать настоящий друг?
  • Умеем ли мы дружить?

На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить с вами.

Ребята, а каким должен быть настоящий друг? Выскажите своё мнение. Продолжите фразы.

Настоящий друг всегда…

Настоящий друг никогда…

(Ответы детей)

А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так

Ли это на самом деле? Не происходит ли здесь путаница в таких понятиях, как знакомый, приятель, товарищ, друг? Чтобы ответить на этот вопрос, я прошу вас выполнить следующее задание. Соотнесите понятия в таблице, определитесь в значениях приведённых синонимов.

Соотнесите понятия:


Подписи к слайдам:

Умеешь ли ты дружить?

Видеоролик

« Дружба -…. бескорыстная стойкая приязнь » Владимир Иванович Даль «Толковый словарь»

Выскажите своё мнение. Продолжите фразы. -Настоящий друг всегда… -Настоящий друг никогда…

Соотнесите понятия: Человек, с которым мы просто здороваемся на улице, во дворе… товарищ Человек, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали… знакомый Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли… приятель Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события… друг

Качества друга

Что значит дружить?

Что Важно для дружбы? Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания. Защищать друг друга от обидчиков. Угощать друг друга сладостями. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна. Уметь уступать друг другу. Часто ходить друг к другу в гости. Помогать друг другу. Не ссориться друг с другом по пустякам. Искренне радоваться успехам друг друга.

Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Твой друг что-то натворил, а наказали тебя….

Оценка результатов теста Если ты набрал 6 – 9 баллов твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ. Если у тебя 10 – 14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты окажешься в одиночестве. Если у тебя 15 – 18 баллов, то все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.

Законы настоящей дружбы 1. Не нарушай прав своего друга. 2. Если друг не прав, объясни ему его ошибки. 3. Не злорадствуй, если у друга неприятность. 4. Научи друга тому, что умеешь сам. Учись тому, что умеет ДРУГ. 5. Радуйся вместе с другом его успехам.

в) говоришь, что занят (3)

5. Во время ссоры ты…

Тест «Хороший ли ты друг»

1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…

а) фамилию (2)

б) кличку (3)

в) имя (1)

2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…

а) молчишь (2)

б) заступаешься (1)

В) радуешься чужому несчастью (3)

3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…

а) идешь гулять (2)

б) помогаешь другу (1)

в) говоришь, что занят (3)

4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…

а) не обращаешь внимания на него (3)

б) стараешься утешить его (1)

в) хочешь отмстить его обидчику (2)

5. Во время ссоры ты…

а) стараешься говорить по существу (1)

б) обзываешься и обижаешь собеседника (3)

в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)

6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…

а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно (2)

б) не поздравишь его в день рождения тоже (3)

в) простишь его забывчивость. (1)


Тест «Умеешь ли ты дружить?»

1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех…

а) с кем у меня складываются отличные отношения

б) на кого можно всегда положиться в трудной ситуации

в) кто умеет многого добиваться в жизни.

2. Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

а) были классными и интересными личностями

б) помогали тебе, когда ты об этом попросишь

в) никогда не предавали тебя в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни

б) про интересных людей и их приключениях

в) детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

а) попытаюсь их утихомирить…

б) отойду в сторону – это не мои проблемы!

в) разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей били бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

а) думаю, что да

б) я не уверен(а)

в) по-моему, счастье не в этом.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили твои друзья?

а) сомневаюсь

б) мне такая мысль никогда не приходила в голову…

в) уверен(а), что есть.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

а) не стану дожидаться и позвоню сам(а)

б) посочувствую по телефону

в) попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

0-20 баллов . Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла . Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34-48 баллов . Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Пытайся спуститься с небес на землю!

  1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей:
  2. а. Вы расскажите их другим людям.

    б. Вы расскажите, пропустив имена.

    в. Вы оставите их при себе.

  3. Ваш друг часто берет у вас что-то попользоваться, но никогда не возвращает взятую вещь. И вот он у вас просит дорогой фотоаппарат или видеокамеру. Как вы поступите?
  4. а. Скажите, что у вас этого прибора нет.

    б. Дадите прибор другу.

    в. Откажите, объяснив причину.

  5. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите?
  6. а. Устроите маленький скандал, но от новых часов откажитесь.

    б. Попросите оплатить разбитые часы.

    в. Вы скажите, что и без того хотели купить новые.

  7. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите.
  8. а. Вы скажите другу, что он должен выбрать между вами и другим.

    б. Прекратите видеться с другом.

    в. Будете продолжать дружеские отношения, как ни в чем не бывало.

  9. Вы чувствуете, что у вашего друга скоро будут неприятности. Тогда вы:
  10. а. Порвете отношения с ним, чтобы не пострадать и вам.

    б. Продолжите дружбу как и прежде.

    в. Откровенно поговорите с ним.

  11. Вы считаете, что настоящий друг должен:
  12. а. Делится с вами всем.

    б. Оставлять свои мысли и проблемы при себе.

    в. Говорить вам только то, что сам считает нужным.

  13. Вам известно, что вашему другу нужны деньги. У вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:
  14. а. Перебьешься! Надо экономить!

    б. Возьми их, доставишь мне удовольствие!

    в. Вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга ничто в сравнении с этим.

  15. Как вы поступите, если хотите занять деньги у друга?
  16. а. Зайдете издалека.

    б. Попросите напрямик.

    в. Ничего ему не скажете – может, он сам догадается.

  17. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не идет. Тогда вы:
  18. а. Напрямик скажете другу, что она ему не к лицу.

    б. Скажите, что она ему не идет, и объясните, почему.

    в. Промолчите.

  19. Вы считаете, что ваш друг:
  20. а. Менее интеллигентен, чем вы.

    б. Интеллигентнее вас.

    в. На том же или приблизительно на том же интеллектуальном уровне.

Ключ к тесту:

21 и менее баллов. Вы действительно хороший друг ваши друзья верят вам и восхищаются вами с полным правом можете надеяться, что при необходимости они придут к вам на помощь, разумеется, если вы будите поступать так же.
22-42 балла. У вас есть друзья, но, как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях с ними должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека.
43 и более баллов. Вы склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта – барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам.