Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Виды мышления у детей дошкольного возраста Как развивать мышление у ребенка 2 года

1. Изучать понятия «много - мало».

2. Выполнять задания на усвоение понятий «больше-меньше» (определять количество предметов в группе - каких больше, а каких меньше).

3. Счет до двух - учиться различать количество предметов «один» и «два». (Это - минимум. Конечно же есть дети, которые ближе к 3-м годам уже вовсю считают и до 4, и до 5 и даже больше. Но тут все индивидуально. Классические методики развития, ориентируясь на среднего ребенка, все-таки рекомендуют остановиться на цифре 2).

4. Заниматься сортировкой предметов - сортировать пуговицы, бусины, макароны и другие предметы по цвету, по размеру, по другим качествам.

5. Усваивать понятия: выше, ниже, право, лево - учимся ориентировать в пространстве, развиваем пространственное мышление.

6. Учиться складывать простые пазлы или разрезные картинки из 2-4 элементов (первое время - с помощью мамы, ближе к трем годам ребенок учится складывать более сложные картинки самостоятельно).

7. Учиться сопоставлять - играть в игры «где чей домик», «где чей хвостик», «кто что ест» (эти игры удобно проводить с карточками, игрушками, специально подготовленным пособиям, по картинкам в развивающих книжках).

8. Угадывать простые загадки - ребенку в самой простой форме описывают какое-нибудь животное или знакомый предмет, а ребенок угадывает его по описанию (например: "Пушистенький, с острыми коготками, поласатый, любит ловить мышей, мяукает, кто это? Правильно! Кот! А кто говорит «му-му», жует траву, бодается и дает молоко?" И т.п. Начинать нужно с самых простых загадок и постепенно их усложнять).

9. Играть в самый простой вид загадок - угадывать животное по описанию.

10. Играть в еще одну разновидность загадок - мама открывает детскую книжку с красочными картинками и начинает в очень простой форме описывать какого либо животного или предмет, который в ней нарисован. Ребенку предлагается угадать - что описывает мама (он ищет описываемый предмет на картинке). Например: "Скажи, кто нарисован на этой картинке такой маленький, пушистенький, с длинными ушками, любит есть морковку, прыгает прыг-прыг? Поищи его на картинке! Правильно! Это зайка!".

11. Учиться складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

12. Учиться строить пирамиду из кубиков/стаканчиков с убывающим размером:

13. Учиться сопоставлять геометрические фигуры и формы с их плоскими проекциями (играть с блоками Дьенеша, простым конструктором):

14. Ближе к трем годам - строить домики по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


15. Начиная с 2,5 лет - играть в игру "Сложи квадрат" Никитина (на первый взгляд эта игра может показаться сложной для ребенка 2.5 лет. На самом деле дети быстро в ней разбираются, если на первых порах мама несколько раз сложила все квадратики вместе с ребенком):

16. Начиная с 2,5 лет - собирать сборные конструкторы-пазлы:

17. Учиться сортировать предметы по общему признаку. Например - сложи в одну кучку все игрушки, которые ты видишь на карточках, а в другую кучку - все предметы одежды. Этот навык сортировки будет осваиваться намного легче, если на первых порах ребенок при помощи мамы долго будет учиться сортировать только два вида одних и тех же предметов (например - для начала 3-4 раза сортируем вместе с мамой игрушки отдельно от животных. Когда малыш начнет легко справляться с этим заданием - переходим к сортировке других видов предметов (допустим мебель и еда). Постепенно ребенок научится легко сортировать предметы по общему признаку самостоятельно.

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

18. Играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате твердое? и т.п.).

18. Играть с блоками Дьенеша, с конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Играть с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п. (с помощью карточек, картинок в развивающих книжках).

21. Учиться искать предмет по двум признакам (например, найди красный большой квадрат (среди других квадратов - больших и маленьких), маленький синий треугольник и т.п.).

22. Ближе к 3 годам - учиться искать ошибки на картинках (в развивающих книжках) - чего не хватает на рисунке (например, на картинке где мышка нарисована без хвостика), что нарисовано неправильно (например мышка ловит кошку), какой из предметов неправильного цвета и т.п. Хорошие картинки для таких игр можно найти в книжках серии "Умные книжки"

Развитие словесно-логического мышления детей

Пройдет год-другой, и ваш малыш станет школьником. Обучение в современной традиционной школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность вашего малыша. В развитии мышления помогают игры и упражнения. Начинайте упражняться в логике уже сегодня.

Где это можно увидеть?

Спросите у ребенка: «Где можно увидеть ручку, кран, посуду, стрелку, мультфильм, картину, книгу, стол, рыбу, ножницы, слона и т. д?»

Животные и их детеныши

Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

Больше-меньше

Познакомьте ребенка с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: кот — котик, дом — домик, рот — ротик, гном — гномик, ваза — вазочка, стул — стульчик, волк — волчонок, бык — бычок, кровать — кроватка, мама — мамочка.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ. Для проведения этой игры вам понадобятся ряды слов. Три слова в ряду объединены по какому- либо признаку, а четвертое — лишнее. Попросите ребенка обосновать свой ответ. Например:

Кровать, стол, комод, ложка.

Вилка, ложка, кресло, нож.

Юбка, шапка, платье, тапочки.

Яблоко, свекла, груша, виноград.

Дуб, ромашка, роза, тюльпан.

Береза, сосна, липа, яблоня.

Конфета, суп, халва, варенье.

Мяч, кукла, машинка, шапка.

Рука, нос, туфли, живот.

Весна, осень, радуга, лето.

Ручка, карандаш, бумага, фломастер.

ЧТО КОМУ ПОНАДОБИТСЯ? Вы называете слово (человек, птица, животное), а ребенок должен назвать 3—5 предметов, которые понадобятся задуманному герою. Например:

Врач — халат, маска, шприц.

Собака — будка, кость, поводок.

Воробей — ветки, зерна, лужа.

Пчела — цветы, нектар, улей.

Маленький ребенок — погремушка, памперс, соска.

Продавец — касса, товар, калькулятор.

Художник — краски, кисти, полотно.

дворник — метла, ведро, грабли.

Мама —...?

И вы узнаете много интересного о своем статусе.

ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Называйте предмет, а ребенок пусть называет его части. Не всегда малышу легко даются такие задания. Ваша задача — познакомить его с новыми словами и обогатить его словарный запас. Например:

Машина — колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов).

корабль —...

самолет — …

поезд — ...

велосипед — …

троллейбус - …

стол — ...

кресло — ...

книга — ...

компьютер -

гитара — ...

пианино —…

барабан — ...

забор — ...

цветок — …

дерево —…

бабочка — …

собака — …

человек — …

яблоко — …

арбуз — ...

АНТОНИМЫ. Пришло время познакомить ребенка со словами, имеющими противоположное значение. Антонимов в нашем языке много. Начните с пар качественных прилагательных: мокрый — сухой, холодный — горячий, твердый — мягкий, веселый — грустный, смелый — трусливый, ленивый — трудолюбивый, светлый — темный, длинный — короткий, тихий — шумный, мелкий — глубокий.

КАК УЗНАТЬ,

Идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)

Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)

Пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)

Закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)

Сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)

Сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)

Высохла ли рубашка? (потрогать)

Сладкий ли чай? (попробовать)

Холодная ли вода? (потрогать)

Пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

Крепко ли завязана веревка? (потянуть)

Есть ли молоко в пакете? (поболтать)

Жмут ли ботинки? (померить)

Сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)

Есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)

Работает ли пылесос? (включить)

Мягкий ли хлеб? (пощупать)

Любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)

Что приготовила мама на обед? (спросить)

Спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Провокационные вопросы:

Как узнать,

Хорошее ли у мамы настроение?

Что подарят на день рождения?

Будет ли папа играть со мной сегодня вечером?

Когда можно посмотреть мультик?

Можно ли сегодня лечь спать и не чистить зубы?

Будут ли ругать за разбитую вазочку?

Для ребенка важно логическое мышление. Умение мыслить логически для малыша заключается в способностианализировать, сравнивать, обобщать . Именно путем анализа ребенок может обработать то количество информации, которое получает ежедневно. А количество это поистине огромно!

Мы предлагаем ребенку новые и новые игрушки, учим использовать их по назначению. Повторяя за нами, и исследуя мир, детки сравнивают предметы, классифицируют их, делают определенные выводы. Эти знания ребенок будет использовать всю жизнь, именно умение мыслить логически позволяет людям не теряться в нестандартных ситуациях, решать бытовые проблемы.

Можно выделить условно 3 этапа в развитие логического мышления у ребенка:

  • задания с предметами;
  • задания с картинками;
  • устные задания.

Именно при решении логических задач мозг выполняет последовательно следующие задачи: анализ ~ вывод ~ заключение.

Занимаясь с ребенком, следует помнить, что от того, как вы выстраиваете логическую цепочку, зависит то, как ребенок будет делать это самостоятельно.

Как же его развивать, это мышление? Ниже представлены несколько упражнений.

Сортировка

Сортируйте предметы и, вместе с этим, изучайте прилагательные:

  • в зависимости от размера (большой - маленький)
  • в зависимости от цвета (красный – желтый – синий - зеленый)
  • в зависимости от формы (круглый – квадратный - треугольный)
  • в зависимости от материала, текстуры (гладкий – шершавый, мокрый – сухой )
  • так же сравнивайте предметы по длине (длинный - короткий), по ширине (широкий - узкий). А после еды в ванной покажите ребенка в зеркало до и после умывания (чистый - грязный).

Малыши быстро постигают характеристики предметов на основе сравнения.


Классификация

Классифицируйте предметы по общему признаку: овощи, фрукты, обувь, одежда, посуда, животные и растения. В этом очень помогут тематические карточки.

Целое из частей

Помогите ребенку научиться составлять целое из отдельных частей. Можно вырезать красивую картинку из старого журнала, наклеить ее на картон и разрезать на 2 или 4 части (в зависимости от уровня сложности). Покажите ребенку, как сложить картинку правильно. Используйте кубики с картинками.

Тематические картинки

Дети любят рассматривать картинки с сюжетом, на которых изображены жизненные ситуации: дети играют на площадке, семья пьет чай, папа на работе….


Игры

Кто что ест? Подберите картинки животных и еду, которую они едят.

Мама и малыш. Подберите пары животных с их детенышами.

Найди пару. Возьмите разные носки и перчатки. Передавая малышу по одному предмету, предложите найти пару.

Сравни ощущения. Насыпьте в разные емкости разные крупы, и пусть малыш трогает их руками. Манка по сравнению с гречкой покажется очень нежной.

Щекотка. Пощекочите ребенка кисточкой, кусочком меха, мягкой губкой – пусть повторит эти действия с вами или попросит вас повторить свои действия.

Препятствия. Постройте ребенку из подручных средств полосу препятствий. Понаблюдайте, как малыш будет усердно преодолевать их.

Собирание предметов. Разложите на полу около десяти маленьких предметов и предложите ребенку их собрать. При этом четко проговаривайте каждый поднятый предмет.

Нюхаем. П редлагайте ребенку ощутить запах разнообразной еды – вареное мясо, клубника, корка лимона, шалфей. Можно понюхать мыло, каплю маминых духов, лук или чеснок.

Пузыри. Пускайте малышу мыльные пузыри и дуйте на них, заставляя пузырьки менять направление полета.


Разное. Не забывайте про игры с сортерами, с матрешками, пирамидками разной формы, мозаиками, с конструктором. Научите малыша самостоятельно задуть свечку или пускать пузыри – ему понравится!

Если вам кажется, что игра сложна для ребенка – не отказывайтесь от нее, если видите проявление интереса. А если интереса нет – отложите игру и попробуйте поиграть в нее спустя несколько недель.

Удачных занятий!

СОРТИРОВКА ИГРУШЕК

Двухлетние дети любят свои игрушки. Чем больше вы придумываете игр, в которых участвуют их игрушки, тем больший восторг это у них вызывает.
Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой побольше игрушек.
Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в отдельную кучку».
Еще можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колесиках, игрушки-животные и т.п.).
Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно, если вы поможете малышу.

ВЫСОКО-НИЗКО


Взрослый предлагает ребятам проходить через разные «ворота» – высокие или низкие. Если ведущий говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если низкие – надо наклониться.
Дети идут по кругу, и кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.
Игра может быть усложнена, в нее могут быть введены разные оттенки: очень высокий (прыгнуть вверх), очень низкий (проползти) и т.п.

ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЕГКИЙ

(на развитие диалектического мышления)
Игра, аналогичная предыдущей. Каждому ребёнку дается пустая сумка или пакет. Детям говорят: «Каждый из вас несет сумку. Сумка может быть тяжелая и легкая. Покажите, как несут легкую сумку». Дети показывают. «Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. Так. А теперь можно играть. Вы будете как будто нести сумки, а я буду говорить, какие они у вас: тяжелые или легкие. И вы так и будете нести каждый свою сумку».
Здесь тоже можно ввести оттенки: очень тяжелая сумка (сумка ставится на пол) и очень легкая (сумка складывается).
Аналогично можно построить большое число игр: «быстро-медленно», «грустно-весело», «жарко-холодно», «светло-темно» и т.п.

ШАРИК НА ГОРКЕ

(на развитие мышления и ориентировки в пространстве)
Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола.
На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребёнку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты.
Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).
Эту же задачу можно предложить более старшим детям, несколько усложнив ее. Можно на пути шарика поставить брусок, а в стороне – небольшие ворота. Пред ребёнком ставится задача расположить брусок на пути шарика так, чтобы шарик, ударившись о него, попал в ворота. Эту задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение ворот.

СМЕШНЫЕ ГЛУПОСТИ

Вместе с малышом начните рассматривать его любимую книжку.
Задавайте ему по картинкам вопросы, которые являются неверными.
Если на картинке нарисованы пасущиеся коровы, спросите: «Это собака ест травку?».
Если на картинке медведи обнаружили Машу, спящую в их кровати, спросите: «Этого мишку зовут Машей?».

БИЛЕТ НА ОДНУ ПОЕЗДКУ НА КОРОВЕ

Вырежьте прямоугольные билетики из цветной бумаги. Бумага должна быть достаточно прочной. Отлично подойдет для данной цели картон.
Спросите у ребенка, не хочет ли он прокатиться на корове. Попросите у него голубой билетик.
После того как вы получите от него нужный билет (помогите малышу, если он плохо разбирается в цветах), усадите его на колени покачайте вверх-вниз. Помычите при этом: «Му-у, му-у».
Продолжайте в том же духе: просите билетик того или иного цвета и издавайте звуки различных животных.
С малышом ограничьтесь 2-3 цветами, а ребенок постарше вполне справится с б?льшим количеством названий и цветов, и животных.
Скоро малыш будет сам сообщать вам, на ком он желает прокатиться.
Поощряйте ребенка использовать в этой игре плюшевых животных.

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛИ… МЫ

Хорошенько вымойте тетрапак из-под молочных продуктов (он очень похож на домик).
Снабдите ребенка самоклеящимися цветными листочками бумаги, и пусть он приклеивает окна, двери и вообще украшает дом.
Во время прогулки взгляните внимательно на ваш собственный дом. Обсудите с ребенком, как выглядят и для чего нужны двери, окна, труба, ступеньки и прочее.
От этой игры малыша будет не оторвать.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Мышления для младших дошкольников

Игра «Кто где спит».

Цели : развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Описание : дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Бесконечная классификация».

Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.

карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

Игра «Во саду ли, в огороде...».

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

Игра «Найди картинку».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

Игра «Загадай картинку».

Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Описание : выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

Игра «Что я делаю?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

Игра «Кто это делает».

Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

Игра «У кого это есть».

Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

Игра «Дает корова...».

Цель: развивать внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Узкое - широкое».

Цели: познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

Описание : предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Как же их отличить?».

Цель : развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Описание : рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Подбери елку».

Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

Игра «Разве так бывает?».

Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

Игра «Чем они похожи?».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

Игра «Товарный поезд».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

Игра «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание : предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

Игра «Что на что похоже».

Цель : развивать навык сравнения.

Описание : предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Покажи дорожку».

Цель : развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.