Что такое ребенок индиго. Дети индиго - кто они? Особенности, признаки и интересные факты. Индиго и кристаллы — чем отличаются дети нового поколения

Термин «люди индиго» вошёл в лексикон психологов и биоэнергетиков в 1982 году. Именно в это время экстрасенс из Америки Нэнси Энн Тэпп заметила, что аура детей, наделённых нестандартными способностями, окрашена в тёмно-синий оттенок, так называемый цвет индиго. В процессе изучения физических и психологических особенностей этих детей учёные пришли к выводу, что они обладают высокими умственными данными, выдающимися талантами, крепким здоровьем, своеобразным мировоззрением и некоторыми другими нетипичными способностями.

Люди индиго, признаки которых часто носят мистический характер, не раз описывались как «люди-будущего», «космические гости» и «спасители человеческой расы». Дело в том, что обладатели синей ауры нередко удивляют окружающих умениями читать чужие мысли, моментально отличать правду ото лжи, находить рациональный выход из самых затруднительных ситуаций, руководствуясь лишь своей интуицией. Кроме того, люди индиго являются самыми большими гуманистами на планете, которые просто физически не могут выносить проявление жестокости и несправедливости.

Согласно статистике специалистов, работающих с людьми «нового поколения», дети индиго впервые начали рождаться в начале 80-х годов. Поначалу количество детей с синей аурой составлял всего 2-3%, однако, сейчас этот показатель увеличился до 20%. При этом многие индиго даже не подозревают о своих талантах, списывая нестандартное мировосприятие на особенность характера.

Может быть, вы тоже являетесь человеком-индиго? Вот 8 главных признаков, которые отличают представителей синей ауры от обычных людей.

1. Вы чувствуете себя особенным

Каждый человек наделен своей собственной индивидуальностью, однако люди индиго нередко чувствуют себя так, словно они пришельцы из другого мира. Порой они просто не могут понять действий, поступков и мотивов других людей. Такие привычные для многих жизненные ценности как построение карьеры, создание семьи, стремление к материальному достатку кажутся им ненужными и незначительными. В глубине души люди индиго знают, что они пришли в этот мир с определённой миссией, которая просто не может поместиться в рамках человеческого сознания.

2. Вам трудно общаться с людьми

Высшие силы наделили людей индиго блистательными интеллектуальными способностями, что создает немало коммуникативных трудностей. Проще говоря, общение с обычными людьми не приносит индиго удовлетворения, ведь типичные интересы окружающих кажутся им невероятно скучными. Из-за погруженности в свой внутренний мир, индиго кажутся слишком высокомерными и отстраненными. Чтобы не замыкаться в себе и сохранить внутреннюю гармонию, таким людям необходимо найти компанию единомышленников, с которыми они смогут выразить свои истинные чувства.

3. Вас раздражают правила и устои

Мы все живём в рамках какой-либо системы, следуя её правилам и традициям. Однако, люди индиго чувствуют себя лишним звеном в цепочке иерархии. Они просто не могут подчиняться чужим правилам, выполнять чьи-то указания и жить по давно установленным законам. Из этих людей получаются хорошие бунтари и великие лидеры, но их лидерство должно быть абсолютным.

4. Вы чувствуете ложь

Люди индиго наделены чрезвычайно развитой интуицией, которая помогает им отличать правду ото лжи и добро от зла. Человека с синей аурой невозможно обмануть, ведь где-то внутри его сознание оснащено невидимым детектором лжи, который способен вывести на чистую воду даже самого опытного лжеца. Некоторые представители людей индиго утверждают, что они чувствуют ложь по запаху, другие ощущают её сердцем, а третьи просто видят неискренность и тайные мотивы своих собеседников.

5. Вы творческий человек

Из индиго получаются хорошие инженеры, технологи, медики, научные деятели, архитекторы и математики. Но какой бы профессиональный путь они ни выбрали, эти люди всегда выражаются через творчество. Причём, творческие способности «космических гостей» нередко проявляются в нетипичных формах. Например, они складывают картины из стеклянных осколков, играют музыку на чашках, рисуют сюрреалистические пейзажи и т.д.

6. Вы очень чувственный и влюбчивый человек

Основной признак людей индиго проявляется в их чувственности. Носители синей ауры любят окружающих людей безусловной любовью. Порой они не могут или не хотят выражать своих чувств, однако, их душа всегда наполнена любовью. При этом люди индиго, словно высокочастотные антенны, ощущают чужую боль и страдания.

7. Вы мучаетесь бессонницей

Люди индиго с детства страдают бессонницей. Ночью они переживают наибольший пик активности, который мешает им спать. Когда же индиго всё-таки засыпает, он не предается блаженной неге, а видит вещие сны, которые часто являются творческими или научными озарениями.

8. Вы стараетесь сделать этот мир лучше

Представители индиго понимают, что они должны изменить этот мир к лучшему. Интуитивно эти люди стараются направить свою энергию в русло помощи и милосердия. Например, они могут посвятить себя волонтёрской деятельности, стать духовными наставниками, психологами, военными медиками и т.д. Люди индиго, являясь обладателя глубоких знаний о человеческой расе, стремятся передать эти секреты окружающим.

Может показаться, что вышеназванные признаки людей индиго являются всего лишь проявлением индивидуальности человека, и они не подтверждают наличие каких-либо сверхспособностей. Но если вы действительно относитесь к категории людей с синей аурой, в глубине души вы понимаете, зачем пришли в этот мир и в чём заключается ваша миссия.

Есть мнение, что бездарных людей не бывает, бывают только не нашедшие своего призвания. Есть и другое мнение, что одаренных мало, бездарей полно, а лентяев еще больше. Вон, заводы стоят, одни гитаристы в стране! Появление понятия «дети индиго» внесло поправки в представление об одаренности.

Началось все с того, что у простого шахтера из Западной Вирджинии в начале 50-х родилась дочка Нэнси Энн Тэпп - она была седьмой по счету среди целых тринадцати детей. Девочка была, прямо скажем, со странностями, и ее отправили на воспитание подальше - к бабушке и дедушке в Шотландию. Благородные старички разобрались с головой внученьки и выяснили, что она не психопатка, не экстрасенс и не выдумщица, а самый обыкновенный синестетик. А надо сказать, что синестезия - совершенно шикарное врожденное свойство психики, не являющееся отклонением. Запахи для таких людей - цветные, звуки - осязаемые и т.п. Чтобы хоть на время заполучить такую способность, некоторые едят ЛСД и грибочки. А кому-то оно достается задарма от природы. Так вот, Нэнси рассказывала, что когда в детстве садилась обедать, то вместо вкуса картошки она отчетливо чувствовала вкус треугольников.

На самом деле в простейшей форме это ощущение знакомо почти всем. Ведь для каждого человека любая буква в алфавите или цифра имеет свой собственный, подходящий исключительно ей цвет. Но обычно этим дело и ограничивается. Куда веселее живется абсолютным синестетикам, которых по статистике в мире 5%. Вот пример с англоязычного сайта про синестезию: «У вашей любимой книги вкус тряпичных кружков? Вам не нравится индивидуальность дверного косяка в вашей спальне? Ударив палец на ноге, вы видите белый цвет? Запах асфальта на вкус соленый? Голос Стинга выглядит, как золотые шары? Если так, вы наверняка синестетик».

Короче, кроме потребления геометрически пропорциональной еды, Нэнси развлекалась, ощущая цвета людей. Каждый человек для нее имел свой оттенок или спектр цветов, которые менялись в зависимости от настроения объекта или съеденной им еды. При этом Нэнси настаивает, что к пресловутой ауре это не имеет ни малейшего отношения, равно как и ее способности - к ясновидению.

Так вот однажды, в конце 70-х годов, она начала видеть людей с новым цветом, ни разу не встречавшимся ей раньше. Причем среди всех этих темно-синих людей не встречалось ни одного взрослого, только дети. И она сделала логичный вывод - да это ж новый человеческий вид, который рождается синим! К тому времени она уже девять лет работала с одним психиатром, сторонником школы Юнга, -разбиралась в своих способностях. И в результате в 1982 году издала книгу «Как разобраться в жизни с помощью цвета», где впервые упомянула этих новых увиденных ею детей под названием «дети индиго». С тех пор она говорит, что 97% современных детей до десяти лет и 60% детей старше пятнадцати лет - индиго.

Позже Нэнси приметила несколько взрослых индиго, самому старшему из которых был сорок один год. А еще она разглядела цвет индиго среди политиков, представьте себе, единственным среди них оказался Барак Обама - и это еще задолго до его президентства, он тогда был конгрессменом от Иллинойса.

Если подумать, то становится ясно, что дети индиго чудом стали достоянием общественности. Гораздо больше шансов было за то, чтобы это открытие так и осталось одним из фактов личной биографии Нэнси Энн Тэпп, зафиксированным лишь в маленьком тираже ее книжечки. Ведь увидеть их никто больше не может.
Однако ж книжка попалась на глаза кому нужно, и в 1999 году вышла уже другая книга «Дети индиго: новые дети уже пришли» от поклонников движения нью-эйдж Ли Кэрролла и Джен Тоубер. Тираж у книги был огромный, доход у авторов отменный, а интерес к новому явлению у пап и мам массовый.

С тех пор тема стала популярной донельзя. Семинары проводятся, лекции читаются, а эзотерическая литература пухнет от книг со словом «индиго» на обложке. Скажем, в нашем отечестве самые читаемые - «Кто они, дети индиго?» Зигфрида Войтина-са, «Под знаком индиго» Евгении Бейнарович, «За пределами детей индиго. Новые дети и наступление пятой эры» П.М.Х. Этуотера. Все это порядком бредовая литература, перемежающаяся графоманскими стихами авторов, религиозными проповедями, историями о пришельцах из космоса и сверхспособностях детей, которых авторы наблюдали без счету в своей жизни. Везет же кому-то. Вот бы хоть глазком посмотреть на телекинез.

«У моей бабушки артрит, Она больше не может наклоняться и красить себе ногти на ногах. Поэтому дедушка для нее это делает, хотя у него руки тоже крутит артритом. Это и есть любовь» (Ответ индиго на вопрос «Что такое любовь?»).

Заметим, что собственно Нэнси много раз очень громко заявляла, что дети индиго не умеют на расстоянии раскачивать лампы и не читают мысли. Их отличает только специфический склад психики, а также синий цвет, который может видеть исключительно она. Девушка явно прогадала, не заявив копирайт на это словосочетание.

Не дай мне бог сойти с ума

Как видим, источников достоверной информации об индиго не то что мало, а он вообще ровно один. И вот этот источник, уверенный, что его открытие важно, решил заняться вопросом, то есть выяснить, чем новые дети отличаются от других, и просветить общественность. Иными словами, Нэнси Энн Тэпп выбрала себе для наблюдения группу детей 5-7 лет и в течение 20 лет вела так называемое пролонгированное наблюдение на ними. В итоге она сделала вывод, что всех ее индиго объединяют раннее интеллектуальное развитие и высокий уровень мастерства в сочетании с коммуникативными проблемами. То есть если уж они берутся за какое-то дело, то делают его отлично. Но при этом не признают авторитетов и не терпят давления со стороны окружающих, крайне самостоятельны и целеустремленны, требуют от взрослых уважения к своей личности. И, как было сказано, из-за своего чрезмерного индивидуализма и наглости огребают кучу проблем там, где обычный ребенок сообразил бы подвинуться, уступить и не напрашиваться на скандалы.

Заодно Нэнси разделила всех детей по способностям и склонностям на четыре основных типа. Первые, гуманисты - люди с прицелом на коммуникацию, разговорчивые, наивные, гиперактивные, блистающие остроумием и обаянием, типичные актеры из сериала «Друзья», по примеру самой Нэнси. Вторые, артисты, творчески подходят ко всем сферам жизни - на свою голову. Потому что за их неуемное творчество и попытки все сделать не так, как у всех, они получают регулярные нагоняи - в детском саду, школе и далее по списку. Третьи, концептуалисты - талантливые технари, упорные, замкнутые и склонные к методичным занятиям. Их специализация - инженерия, архитектура, программирование. Компьютерные гении - это они. Но и их могут травить в школе. И последние - катализаторы, самая малочисленная группа индиго. Это люди-мессии, которые несут новые философии и религии, что, само собой, провоцирует массу конфликтов с окружающими. Они любят природу, с удовольствием занимаются восточными религиями и боевыми искусствами.

А еще Нэнси говорит, что многие индиго рождаются с букетом специфических болезней, которые когда-нибудь поспособствуют выходу медицины на новый уровень. Если учитывать это замечание, то и без всякой синестезии можно ткнуть пальцем и не промахнуться - в савантов. Эти люди с фантастическими способностями ума, которые официально зафиксированы и признаны - кандидаты номер один на определение их как индиго. К Нэнси не ходи.

Синдром саванта - это редкий и непризнанный медицинский диагноз, при котором люди с отклонением в развитии наделены выдающимися талантами в одной или нескольких областях, так называемым «островом гениальности». Общая для всех савантов способность - феноменальная память. То есть они могут с ходу повторить несколько страниц текста, услышанного один раз, или мгновенно выдать результат умножения шестизначных чисел, подобно калькулятору.

Например, тот самый «человек дождя» Дастина Хоффмана был списан с живого саванта Кима Пика, который запоминал до 98% прочитанной информации и получил прозвище «кимпьютер». Ким выработал особую технику чтения: правым глазом он читал правую страницу и одновременно левым - левую. На чтение одного стандартного книжного разворота уходило около 8-10 секунд, при этом ему было все равно, как расположен текст относительно его самого. Ким был уникален еще и тем, что при очень слабом здоровье и явных странностях мышления он не страдал никакими конкретными психическими отклонениями и вовсе не был аутистом, как «человек дождя». Чем не индиго? Этакий крайний случай одаренного, но трудного чада, чем индиго по сути и является. А надо сказать, что проблема отцов и детей в последнее десятилетие стала уж больно надрывной и драматичной, независимо от видений Нэнси. Медицина, образовательная система и полиция - все решают все новые и новые неприятности, которые подкидывают неуживчивые дети.

В науке, где понятие «дети индиго» неприменимо в принципе, неудобоваримых в обращении детишек обозначили как страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Хотя сравнение не полностью корректное, потому что признаки индиго Нэнси и СДВГ хоть и во многом совпадают, но не на 100%.

СДВГ - это когда ребенок не может сидеть без движения, дергается, встает в середине урока, бегает по кругу, неудержимо болтает, не слушает обращенную к нему речь, не выносит занятий, требующих длительной концентрации, все забывает и теряет вещи, категорически не может ждать своей очереди и прочими способами доставляет беспокойство окружающим. То есть классический enfant terrible. Психиатры очень обрадовались, когда накопили достаточно случаев таких детей, чтобы дать им определение. Ведь официальное признание СДВГ, то есть запись его в «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», выпущенное Американской психиатрической ассоциацией, дало право его диагностировать, а значит, лечить медикаментами. Теперь они знают, что отвечать замученным родителям, вопрошающим, нормально ли, что их ребенок не умеет стоять на месте, и какую выписывать таблеточку.

Но при всем при том СДВГ считается не отклонением, а особенностью психики. В 1998 году Национальный институт здоровья США на конференции по СДВГ пришел к следующему выводу: «У нас нет независимого, надежного теста для определения СДВГ и нет никаких данных, указывающих на то, что СДВГ вызывается нарушением деятельности мозга». Беверли Икмэн, президент Национального консорциума по образованию США, комментирует все это так: «Эти лекарства делают детей более управляемыми, но не обязательно лучше. СДВГ - это феномен, а не «заболевание мозга». По причине того, что диагностика СДВГ является жульничеством, не имеет значения, «работает» лекарство или нет. Детей заставляют принимать наркотик сильнее кокаина для лечения болезни, существование которой еще следует доказать». В общем, пока проблема социализации человека, то есть возможность контролировать и управлять им, для общества гораздо важнее, чем его здоровье и развитие индивидуальности.

И тут как не вспомнить про насилие среди подростков, про расстрелы в американских школах, про детскую агрессию в новом десятилетии. Виноваты ли родители, экологическая ситуация или что-то еще? Не ясно. А вот Нэнси все эти злодеяния тоже приписывает своим детям индиго. Мол, они способны испытывать особенно сильный гнев и желание изменить ситуацию, которую находят неприемлемой. И не чувствуют вину за свои разрушения.

Ясно одно, весь этот шум вокруг СДВГ, подростковой агрессии, а также рост аутизма в любом случае пойдет на пользу детям. На государственном уровне наконец стали задумываться о недостатках системы образования.

Сейчас уже появился нейтральный термин, без медицинского или мистического привкуса, для проблемных, но и одаренных детей - это дети «двойной исключительности» (twice exceptional, или аббревиатура «2е»). Под это определение подпадают талантливые детишки с СДВГ, с дислексией, синдромом Аспергера, синдромом Туретто и проч. Для них открывают школы и кружки с адекватной их потребностям и возможностям формой обучения, логопедами, психологами, медсестрами. В России это называется специальными школами для детей с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением.

В общем, если так и дальше пойдет, то дойдет до реформы одного из самых консервативных институтов государства - школы. Потому что, когда дети со странностями перестанут быть меньшинством и станут большинством, они окончательно перестанут помещаться в несколько специальных школ.

А что до детей индиго - роль этого открытия проста. На самом деле не важно, есть они или нет. Введение самого термина повлияло на общество удивительно благотворным образом. Любые проблемные дети могут теперь называться перспективными. Родители больше не станут ощущать себя мучениками с больным ребенком на руках, а будут гордиться тем, что у них необычный ребенок. И упорно искать в нем необычные способности. И совершенно не важно, какого он цвета.

– Раньше в классах числилось по 40-45 человек, а работать с ними было легче. Теперь же, даже если за партой сидят не больше 25 ребят, учить их стало невероятно трудно.

– Дети как с цепи сорвались, – говорят педагоги. – Превратились в совершенно неуправляемых, перестали считаться с мнением взрослых, утратили всякие авторитеты и нормы, ведут себя так, как им самим хочется или нужно. Например, запросто могут без спроса встать посреди урока со своего места, чтобы подойти к однокласснику или вообще выйти из класса. Могут, не стесняясь, сказать в лицо учительнице, что она их «неправильно учит». На замечания в лучшем случае не реагируют, а в худшем отвечают агрессией и бранью. Уже не одна преподавательница слышала от них в свой адрес слова «дура» или того крепче. Раньше, лет 10-20 назад, подобные «экземпляры» были редкостью – в худшем случае один на 40 человек. Сегодня же в нашем классе всего 23 ученика, из которых, как минимум, шестеро относятся к категории неуправляемых.

Дети стали заметно свободнее в своем волеизъявлении, в словах и поступках. Наверное, настолько же, насколько изменилось само общество. Раньше все, что касалось школы, не только не критиковалось. Даже обсуждения не допускались. Как в политике. Решение, принятое сверху, было правильным и точка. Теперь же родители оценивают политику государства, дети соответственно – школьной администрации. Да и учителя изменились. Школа, конечно, сильно отстает от общества, но сдвиги все же есть. На днях, например, мы с ребятами, посоветовались и решили перенести четвертную контрольную работу на несколько дней позже, поскольку один из наших учеников из-за болезни пропустил несколько уроков и должен подучить материал. Раньше это было бы невозможно.

30 лет назад ученики были закрепощены, запуганы, на уроках стояла гробовая тишина. Нынешние смелее отвечают, свободнее общаются. Но их свобода больше напоминает разнузданность. Потому и с дисциплиной проблемы. У них нет внутренних ограничителей. Хотя для моего урока это все же полезно – с раскрепощенными детьми музыкой заниматься легче.

Когда люди высказывают два одинаковых мнения, это может быть простым совпадением. Три – становятся тенденцией. Здесь же, похоже, мы имеем дело уже с явлением: налицо устойчивые перемены в популяции, в педагогической и воспитательной проблематике, охватившие к тому же уже не одну страну.

Все вышеописанное и в самом деле – явление. Замеченное психологами и педагогами США еще в начале 80-х. Активно обсуждаемое с тех пор во всем мире. Представленное в Интернете огромным списком сайтов, статей и ссылок. Но практически неизвестное нашей педагогической общественности, не говоря уже о родителях. И называется это явление – дети индиго.

Дети индиго

Как известно, каждый человек имеет энергетическую ауру, видеть которую способны только сверхчувствительные люди – экстрасенсы. Существуют некоторые приборы и методики, позволяющие физически регистрировать энергетическую ауру человека – ее размер, форму, цвет, интенсивность свечения и прочее. Не так давно ученые и экстрасенсы стали замечать, что на Земле становится все больше людей, «светящихся» глубоким синим цветом – цветом индиго. С начала 80-х в Америке этот феномен стал массовым явлением. Есть утверждения, что почти 90 процентов младенцев, появляющихся на свет в США в последние годы, – дети индиго.

Главным отличительным признаком ребенка индиго является его «царственность», уверенность в себе, своей значимости. У него высокое самомнение. Он как будто знает про себя что-то такое, что не видно, не понятно, не известно другим. Но это «что-то» делает его в собственных глазах особенным, облекает неким предназначением. Ирина Стукова поделилась случаем из своего опыта:

– «Для чего ты родился?», спросила однажды мама своего 4-летнего сына. «Чтобы тебя любить!» – незамедлительно радостно ответило дитя.

Индиго часто рассуждают и ведут себя взрослее взрослых, кажутся более зрелыми, чем их родители. Так, что у последних появляется ощущение, будто это не они, а их воспитывают и учат. Например, как следует строить семейные взаимоотношения.

Внутренне, от природы уверенные в том, что они совершенны и безупречны, дети индиго, сталкиваясь с неприятием, сначала теряются, а потом замыкаются. Очень страдают от одиночества и непонимания. Но никогда не изменят себе, не станут вести себя так, как принято или положено. И это еще одна их характерная черта – непризнание авторитетов и правил, если они идут вразрез с их собственным миропониманием. Их невозможно заставить что-то делать, если им это не нравится. К примеру, они совершенно не выносят очередей, терпеть не могут ждать. Очень точно переданы особенности поведения детей индиго в образе младшего брата из фильма «Возвращение».

Если раньше взрослые считали, что дети – это пластилин, из которого пока ребенок мал, можно вылепить все, что тебе заблагорассудится, то индиго как будто рождаются уже вполне сформировавшимися. Их невозможно переделать. Они не отзываются на обвинения, глухи к замечаниям. Если же взрослые продолжают на них давить, и это давление начинает задевать их личность, угрожать целостности, индиго начинают защищаться. Не разбираясь в средствах. Помните? Правил для них не существует. Они легко могут грубо обозвать или даже ударить учительницу, которая, например, пытается, схватив его за рукав, силой вывести из класса или поставить в угол (к сожалению, в наших школах это не редкость).

Итак, большинство взрослых испытывает сейчас непривычные доселе трудности в общении с современными молодыми. Учителя не справляются с классами, родители – с собственными детьми, иногда даже начиная их побаиваться. Не у всех есть возможность следить за выходом свежих номеров научных журналов и книг по психологии и педагогике, чтобы ознакомиться с новейшими теориями в этих областях знаний. Между тем, самостоятельно осознать происходящее нелегко. Надеюсь, краткий обзор книги Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети индиго», представляющей из себя сборник статей различных американских психологов, поможет вам в этом.

Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети индиго»

В своем профессиональном опыте я часто сталкиваюсь с вопросами родителей, о том как воспитывать детей. Те приемы воспитания, которые они знают, не работают. Это связано с глобальными изменениями в мире, с изменением запросов общества к взрослеющей личности. В связи с этим я расскажу о так называемых детях Индиго, детях которые приходят в этот мир с особой миссией.

Дети Индиго приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравиться предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми. Дети Индиго несут в себе небесные послания, которые пока недоступны нашему пониманию. Они помогают нам в поисках истины, смысла жизни, мира. Детей Индиго можно отличить по глазам. В них скрывается глубокая мудрость и осознанность.

Ребенок Индиго это такой ребенок, который обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Это предполагает, что люди, взаимодействующие с подобными детьми (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания. 90% детей младше 10 лет принадлежат к группе Индиго.

Наиболее распространенные качества детей Индиго:

  1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом);
  2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение;
  3. Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто они есть»;
  4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают свободу выбора;
  5. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции;
  6. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться существующей системе;
  7. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность;
  8. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. К заявлениям типа «вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь...» они остаются глухи;
  9. Они не стесняются, давать вам понять, в чем испытывают нужду.

Как воспитывать ребенка Индиго:

  1. Обращайтесь с детьми Индиго уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье;
  2. Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается, их дисциплины;
  3. Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось!
  4. Никогда не унижайте их – никогда!
  5. Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции. И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это и подождут. Но если вы приказываете им в диктаторском, авторитарном духе без веских оснований, то дети отстраняться от вас. Они не будут слушаться, и, даже более того, они выдадут вам целый список причин, почему это нехорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня жутко устала». Честностью завоюйте их сердца. Сначала они будут думать о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять;
  6. Сделайте их своими партнерами в их собственном воспитании;
  7. Пока они еще малы, объясняйте им все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение;
  8. Ваша поддержка их действий должна выражаться прежде всего в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивыми к вашим словам – и удивят вас. Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением;
  9. Не говорите им, кто они сейчас или кем они станут впоследствии. Они знают это лучше вас. Позвольте им самим решать, что им интереснее. Не заставляйте их продолжать вашу династию и не приобщайте их к семейному бизнесу только на том основании, что так поступали несколько поколений в вашей семье. Такой ребенок останется абсолютно глух к этим аргументам;
  10. Определяя для детей Индиго границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию;
  11. Давайте выход их безмерной физической энергии;
  12. Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот, они будут рады сами устанавливать правила игры при поддержке взрослых;
  13. Обращайтесь с ними как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности;
  14. Давайте этим детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам. Не говорите с ними свысока;
  15. Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы;
  16. Проявляйте к ним уважение ничуть не меньшее, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу;
  17. Если говорите, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Никакие слова в мире не заменят проявления искренней любви;
  18. Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку индиго на вопрос, любите вы его или нет!
  19. Общение с ребенком индиго – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Они заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ними хитрить!

Ситуации:

Ваш ребенок открыто не повинуется правилам и взрослым авторитетам или манипулирует вами. В школе он врет или хитрит, увиливая от своих обязанностей.

Негативный отклик: «Ты мерзкий лгун! Ты нарочно действуешь всем на нервы, постоянно обманывая меня и учительницу. Ну, погоди! Ты наказан на четыре недели! И я не буду больше слушать твое вранье! Марш, с глаз моих долой!».

Позитивный отклик: «Я очень расстроилась, когда узнала, что ты солгал. Ты чего-нибудь испугался? Почему ты не сказал правду? Давай поговорим о том, что случилось. Надо вместе подумать, как выбраться из этой ситуации. Мне хочется верить, что в дальнейшем в подобных обстоятельствах ты будешь вести себя правильно и честно».

Ребенок отказывается, есть или ест слишком медленно.

Негативный отклик: «Поторопись! Ты опять заставляешь меня ждать. Съешь все быстро, а то останешься сидеть здесь один. Если не съешь все – то заболеешь».

Позитивный отклик: «Я хочу, чтобы ты сделал то же, что и я. Сейчас я попробую ложечку творога, а потом рисовую запеканку» (Взрослый, не торопясь, пробует пищу.) «Теперь попробуй ложечку. Как ты думаешь, плюшевый мишка захотел бы попробовать это?».

Ребенок отказывается, есть какую-то пищу из-за неприязни к ней.

Негативный отклик: «Я не буду больше ждать тебя, если будешь ковыряться в тарелке. Все на нас и так уже смотрят».

Позитивный отклик: «Давай вместе купим ту еду, какую захотим. Вот здесь есть два меню. Они мне понравились».
В мире происходят постоянно изменения. Чтобы процветать, нужно меняться вместе с ними. А для этого нужны новые знания и опыт.

Ваш ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем-то очень заняты.

Негативный отклик: Ребенок приближается к вам, а вы с возмущением думаете: «Ну вот, опять проблемы. Опять с ним что-то случилось». Вы принимаете оборонительную позу: поднимаете плечи и поджимаете губы.

Позитивный отклик: Вы мягко кладете руку на сердце и думаете о любви, в которой нуждается ваш ребенок, и которую вы можете ему дать. Взгляните на него мягко, с любовью, расслабьтесь сами и дайте ему понять, что вы его любите и всегда рады ему помочь.

Ваши дети постоянно задают вопросы, и вам все время приходиться отвечать на них. Кроме того, вы должны без конца повторять им правила поведения, что можно и чего нельзя.

Негативный отклик: Резкий, отторгающий и раздраженный тон вашего ответа дает ребенку понять: «Ты раздражаешь меня! Иди куда-нибудь подальше отсюда» или «Тебя здесь не ждали». Слыша такие слова постоянно, ребенок решит, что его не любят.

Позитивный отклик: Ваш голос – это инструмент для обучения вашего ребенка, поэтому почаще обращайте внимание на его тон и тембр. Когда вы раздражены или сердитесь, сделайте два глубоких вдоха, наберите побольше воздуха в легкие, а затем говорите как можно более мягко, медленно и отчетливо.

Дети находятся на улице вне вашего контроля.

Негативный отклик: «Не становись на эту скольскую дорожку! Ты сломаешь шею, как та девочка по телевизору. Угомонись, пока ты не попал в больницу». Или «Не разговаривай с незнакомыми людьми. Кругом шатаються разные проходимцы. Как только доберешся до места, немедленно позвони мне». Постоянное ожидание того, что с детьми может случиться что-то плохое, рождает у них страх, некоммуникабельность или готовность к отражению угрозы силой. Негативные эмоции способствуют выработке избыточного количества гормонов страха и агрессии, что может подорвать иммунную систему и даже привести к возникновению различного рода заболеваний.

Позитивный отклик: «Мы с тобой уже говорили о том, как важна осторожность и как вести себя с незнакомцами. Я уверен, что все будет хорошо, потому что ты ведешь себя осмотрительно и знаешь, как сохранять безопасность. Я знаю, что ты в своих поступках руководствуешься и умом, и сердцем. Помни, ты пожжешь позвонить домой, если тебе понадобиться помощь». Именно проговаривание тех действий, которых вы ожидаете от ребенка, привьет ему необходимые навыки.

Вы нарушили данное ребенку обещание.

Негативный отклик: «Перестань хныкать из-за того, что мы не пошли на ярмарку с твоими сестрами. Переживешь. Когда я был в твоем возрасте, меня вообще никуда не водили». Вы отказались обсуждать причины – не имеет значения, уважительные они были или нет, – из-за которых нарушили свое обещание. Это дает право ребенку думать, что взрослым нет никакого дела до него или что им нельзя доверять.

Позитивный отклик: «Я был очень занят и совершенно забыл, что мы договорились пойти на ярмарку. Извини, дружок. Не обижайся на меня».

Ваш беспомощный крошечный ребенок намочил штанишки.

Негативный отклик: «Плохая, плохая, плохая деочка! Ты знаешь, куда нужно писать, а делаешь это в штаны (или на бабушкину новую кушетку). Ты это нарочно сделала. Ну и убирай теперь сама эту вонючую гадость. И никогда больше не делай так. И не приставай ко мне!».

Позитивный отклик: «Ой-ой! Кажется, у тебя мокрые штанишки! Ничего! Я помогу тебе надеть чистенькие, и тебе будет хорошо».

Ребенок одержим иррациональным и преувеличенным страхом перед какой-то ситуацией, человеком или животным.

Негативный отклик: «И ты не можешь прочитать на школьном вечере всего-то семь строчек! У других детей роли гораздо длинне, чем у тебя. Ты ведешь себя, как младенец. Иди в свою комнату и выучи роль так, чтобы я гордилась тобой».

Позитивный отклик: «Покажи мне стихотворение, которое тебе надо прочитать на школьном вечере. Интересно почему учитель выбрал именно тебя? Наверное, он знал, что прекрасно справишься с этим заданием. Ты сам все выучишь или помочь тебе?».

Временами ваш ребенок может невольно напоминать вам о ваших собственных наименее любимых чертах.

Негативный отклик: «Она такая неорганизованная. Ее комната – настоящий свинарник. Я едва ли не кнутом заставляю ее наводить порядок. Она ненавидит уборку, но ей ничего не остаеться как подчиниться, когда я наседаю».

Позитивный отклик: «У нас с тобой есть творческая жилка, и мы всегда работаем над несколькими проектами одновременно. Поэтому нам не хватает времени на уборку. Да и выбрасывать этот хлам жалко, потому что все еще может пригодиться. Нам надо научиться терпимее относиться к неряшливости друг друга».

Родители Детей Индиго часто сталкиваются с большими сложностями в их воспитании. Причина затруднений в том, что они Индиго, не поддаются обычным приемам, с помощью которых их родителям в свое время внушали определенные цели. Кроме того на этих детей не всегда воздействуют чувства стыда и вины, ограничения и наказания. Как известно они проявляют «своеволие» не ради собственного эго. Дети просто доказывают, что их познания – это их собственная правда жизни. Однако это дети их нужно направлять. Задача родителей именно направлять, а не управлять. Получая признание, поддержку и ободрение, эти дети могут доставить своим родным истинное счастье. В противном случае они способны вести себя с беспримерным упорством и непрестанно бороться с авторитетом взрослых. Если родители обнаружили, что в семье растет Индиго, им лучше проявлять к ребенку такую любовь и уважение, как если бы он был Христом-Младенцем. Станьте разумным помощником этого сильного и любимого ребенка Индиго. Умение понимать Индиго такими, какие они есть, особенно в периоды сбоев в воспитательном процессе, требует от взрослых искренней убежденности. Родители должны умом и сердцем верить, что их важнейшая задача – направить энергию Индиго в хорошее русло, и эту ответственность следует брать на себя с радостью. Старайтесь не обращать внимания на неприятные обстоятельства, сосредоточьтесь на истинности того, в чем вы уже убедились: как радостно вносить свой вклад в эволюцию человеческого рода, воспитывая чудесного и удивительно сильно человека своей любовью, состраданием и терпимостью.

Афоризмы детей Индиго

  • «Никогда не поручай собаке стеречь твою еду» (Патрик, 10 лет)
  • «Когда папа злиться и спрашивает: "Я что, на дурака похож?" – ничего не отвечай» (Хана, 9 лет)
  • «Когда мама сердиться на папу, не позволяй ей тебя причесывать» (Тайлия, 11 лет)
  • «Не чихай в мамину сторону, когда жуешь крекеры» (Митчелл, 12 лет)
  • «У щенков воняет изо рта, даже если покормить их "Тик-Таком» (Эндрю, 9 лет)
  • «Даже не пробуй одновременно удержать в руках пылесос и кошку» (Кьее, 9 лет)
  • «Кусочек брокколи в стакане с молоком не спрячешь» (Адмир, 9 лет)
  • «Чтобы тебе подарили котенка, начинай просить с лошади» (Лоурен, 9 лет)
  • «Не приставай к сестре, когда у нее в руках бейсбольная бита» (Джон, 10 лет)
  • «Если получил в школе плохую оценку, показывай дневник маме, когда она болтает по телефону» (Алеша, 13 лет)
  • «Не пытайся крестить кошку водой» (Эйлин, 8 лет)

Поговорки детей Индиго

  • Темнее всего перед самым... переходом на «летнее время»
  • Не руби сук, на котором... листочки
  • Не время локти кусать... они грязные
  • Не плюй в колодец... если рядом урна
  • Не рой другому яму... весь испачкаешься
  • Два сапога... обувь
  • Какой вопрос, такой... и ты
  • Не ошибается тот, кто... знал ответ
  • Любишь кататься, люби и... катайся
  • Старый друг лучше новых... роликов
  • С волками жить – ... вонять будешь
  • Что написано пером... резинкой не сотрешь
  • Ленивый ум... пользуйся калькулятором

Все дети, которые приходят к нам – наши учителя. Мы тоже обладали такой мудростю, когда были детьми. Но, взрослея, мы взрослые теряем нечто ценное: быть здесь и сейчас, по детски искренне радоваться жизни, слушать свой внутренний голос, любить себя, любить весь мир...

Дети Индиго приходят научить нас этому. И те приемы позитивного воспитания, которые рекомендуют применять в общении с ними на самом деле принципы гармоничного воспитания для любого ребенка.

Материал подготовлен по книге Ли Кэрролл, Джен Тоубер «Дети Индиго». София 2003 г.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в наше время число детей-индиго растет с каждым днем. Так как же распознать такого уникального человека? Конечно, каждый из нас может обладать несколькими из этих признаков, но у людей-индиго наблюдаются почти все из них.


Главные признаки ребенка / взрослого индиго

1) Они обладают высоким уровнем интеллекта, хотя могут и не быть круглыми отличниками.

2) Являются очень творческими людьми и любят создавать.

3) Им всегда нужно знать, почему что-то происходит, и особенно, почему от них требуют чего-то.

4) Испытывают отвращение и, возможно, даже ненависть к требуемой и монотонной работе в школе и на работе.

5) Они были бунтарями в школе, отказались делать домашнее задание и отвергали авторитет учителя. Либо же серьезно хотели «восстать», но не решались, как правило, из-за родительского давления.

6) Часто такие дети испытывают раннюю экзистенциальную депрессию и чувство беспомощности. Это может проявляться в диапазоне от легкой печали до полного отчаяния. Мысли о самоубийстве еще в средней школе или даже в младшем школьном возрасте не являются редкостью среди индиго.

7) У них часто возникают трудности в поиске подходящего рабочего места. Индиго противостоят власти и кастовой системе занятости.

8) Они предпочитают лидерские позиции или работают в одиночку. Им тяжеловато находится в команде.

9) Способны глубоко сочувствовать другим, но не переносят глупости.

10) Могут быть очень эмоционально чувствительными, в том числе способны заплакать на ровном месте (без объяснений и видимых причин), или наоборот, не показывать и не выражать никакие эмоции (полное экранирование).

11) Подвержены неконтролируемым вспышкам гнева и ярости.

12) Имеют проблемы с системами, которые они считают неправильными или неэффективными, такими как политика, образование, медицина и юриспруденция.

13) Отчуждение от политики или сильная ненависть к ней. Это проявляется в ощущении, что их голос не будет учитываться и / или результат голосований действительно не имеет никакого значения и ничего не решает.

14) Разочарование или отказ от традиционной мечты каждого человека - хорошей карьеры, брака, детей, своего дома с официальным заборчиком и т.п.

15) Гнев на право властей отбирать и лишать чего-то, страх и ярость из-за того, что, как им кажется, за ними кто-то следит и контролирует их жизнь (тайные организации и т.п.).

16) У них есть жгучее непреодолимое желание сделать что-то грандиозное, чтобы изменить и улучшить мир.

17) Часто чувствуют себя загнанными в угол. Могут иметь проблемы в определении своего пути и целей.

18) Имеют особые психические или духовные интересы, которые появляются в довольно молодом возрасте – во время или до подросткового периода жизни.

19) Обладают очень сильной интуицией.

20) Им свойственны случайные модели поведения или стиль размышлений - симптомы синдрома дефицита внимания. Могут иметь проблемы с фокусировкой на поставленных задачах, часто прыгают с темы на тему в разговоре.

21) Таким людям характерны особые психические переживания, такие как предчувствия, видение ангелов или духов, других бестелесных существ, они также могут слышать голоса.

22) Индиго могут быть электрически чувствительными. К примеру, на них иногда не работают часы или тухнут уличные фонари, если они проходят под ними, электрические приборы становятся неисправными.

23) В сексе взрослые индиго очень экспрессивны и изобретательны или наоборот, могут отказываться от физического проявления любви из-за скуки или с целью достижения более высокого уровня духовного просветления. Могут исследовать альтернативные виды сексуальности.

24) Часто такие люди обладают интуитивными знаниями о других измерениях и параллельных реальностях.

25) Они находятся в постоянном поиске смысла жизни и понимания мира. Эти поиски проходят через религию или духовность, принадлежность к духовным группам, чтение соответствующих книг, психологической литературы и книг о саморазвитии.

Когда такие люди находят баланс и обретают гармонию, они становятся очень сильными, здоровыми и счастливыми личностями.

Так как количество людей индиго растет с каждым годом все быстрее, очень важно знать, какие именно признаки указывают на принадлежность человека к этой «новой расе людей».

Поделитесь этой статьей с тем, кто, по вашему мнению, соответствует этим характеристикам. А если они свойственны вашему ребенку, то вам нужно приложить максимум усилий, чтобы развивать его способности и помогать в трудных ситуациях, чтобы он вырос сильным и счастливым человеком!


Они обладают феноменальным интеллектом и множеством талантов. В них скрыты удивительные способности к творчеству и гуманитарным наукам. Они замкнуты, плохо находят общий язык с людьми. Часто характеризуются гиперактивностью, вспыльчивым и сложным характером. Они не терпят приказов и требуют уважения к себе с самых ранних лет.

Поговаривают, что у них совсем другой код ДНК – не такой как у обычных людей. Они – дети Индиго. Феномен, который до сих пор вызывает горячие споры в среде родителей, парапсихологов и ученых. Как определить ребенка Индиго, как находить с ним общий язык, как воспитывать? Что об этом думают мистики, ученые и врачи? Какие непростительные ошибки могут совершить родители? Давайте разберемся.

Кто такие дети Индиго

Согласно далекой от науки теории, это дети, обладающие аурой цвета индиго. Впервые этот термин использовала психолог и по совместительству ясновидящая Нэнси Энн Тэпп. Женщина полагала, что порядка 70% людей в возрасте до 10-ти лет имеют ауру этого цвета и являются особенными. Также Нэнси отмечала, что по мере взросления аура может менять цвет и среди молодых людей в возрасте 15-25 лет доля Индиго составляет лишь 40%.

Экстрасенс впервые использовала созданную терминологию в публикации «Понимание твоей жизни с помощью цвета» в начале 90-х годов прошлого века. Однако термин просочился в массы через другое произведение авторства Ли Кэрролла и его супруги Джен Тоубер. В своей книге о «носителях особой энергии», о людях с необычной аурой они говорили едва ли как не о новой расе.

В дальнейшем термин стал культивироваться – его широко использовали в своих книгах парапсихологи, экстрасенсы, охотники за сверхъестественными явлениями и сенсациями. Однако общей трактовки выработано не было.

Как определить ребенка Индиго

Стоит начать с того, что авторы многочисленных книг расходятся в определении присущих им черт. Иногда некоторые качества игнорируются, иногда прямо противоречат друг другу. Однако в общей массе можно выделить самые популярные признаки. Отметим ключевые черты, которые описывают чаще всего:

  1. Асоциальность . Как правило, это низкая способность к коммуникации. Малыш замыкается в себе и с трудом находит контакт не только со сверстниками, но и с родителями.
  2. Индивидуализм . Свойственно самоуважение, высокая самооценка и категорическое отрицание авторитетов. Он не желает подчиняться, отстаивает свои интересы.
  3. Интеллект . Высокий IQ, граничащие с гениальностью интеллектуальные способности. При этом в школьном возрасте они могут не отличаться успеваемостью в школе.
  4. Творческий потенциал . Подросток талантлив, проявляет себя в творчестве. Таланты могут проявляться с ранних лет.
  5. Неусидчивость . Индиго энергичны, импульсивны. Им свойственны перепады настроения и депрессивные состояния. Часто они рассеяны, беспричинно теряют концентрацию.
  6. Эмпирическое познание мира . Мир познается не столько рационально, сколько чувственно. Человек стремится все почувствовать, все попробовать.
  7. Острое чувство справедливости . Тяжело переживают факты несправедливости, склонны вступаться за слабых. Также их характеризует высокое чувство ответственности.

Также юноша демонстрирует развитую интуицию, может быстро осваивать гаджеты ввиду развитого интеллекта и природного «чутья».

Эти люди склонны к творчеству, но могут творить не только в популярных направлениях искусства, но и в том же программировании. Они отрицают консервативные методы воспитания, не терпят физического насилия и требуют к себе уважения. В противном случае, могут замыкаться в себе и утрачивать интерес к общению с родителями, учителями, сверстниками.

Интеллектуальные способности детей Индиго

Им приписывают развитый интеллект, гораздо выше среднего. При этом Индиго – это не всегда вундеркинды. Они не обязательно должны хорошо учиться. Напротив, из-за рассеянности, перепадов настроения и импульсивности им чаще свойственна низкая или средняя успеваемость. При этом малыш растет не по годам смышленым, легко осваивает гаджеты и любые цифровые технологии. Может казаться, что при желании он разберется в чем угодно.

Однако отсутствие желания делает невозможным постижение определенных наук и решение конкретных задач. Если человек утрачивает интерес к чему-либо, то ему будет невероятно сложно заставить себя заниматься этим. Детям Индиго не свойственна усидчивость и прилежность. Их едва ли будут ставить в пример. Гиперактивность не дает им сидеть на месте, и они часто переключаются на что-то новое, кардинально меняют интересы и заново расставляют приоритеты.

Родители могут замечать, что сын или дочь не раскрывает свой интеллектуальный потенциал даже на 30% в рамках обучения. И одновременно с этим «любимые предметы» изучаются на самом высоком уровне.

Индиго могут быть твердыми троечниками, но добиваться огромных успехов в изучении отдельных, интересных им предметов.

Они также демонстрируют свой интеллект в быту, в общении. При разговоре может казаться, что вы говорите со взрослым человеком. Даже если собеседнику 10-12 лет.

Поведение детей Индиго

Они не признают авторитетов. Могут проявлять уважение и даже слушаться родителей, но только в том случае, если посчитают это нужным. Либо под угрозой наказания, но в этом случае на искренность актов повиновения лучше не рассчитывать. Часто эти подростки не признают традиционных методов воспитания. В частности, они отрицают необходимость слушать старших только потому, что они старше и опытнее. Поэтому консервативным и властным родителям будет крайне сложно найти общий язык со своим чадом.

Свойственные поведенческие черты:

  • Импульсивность.
  • Замкнутость.
  • Обостренное чувство справедливости.
  • Непринятие авторитетов.
  • Высокая самооценка, самоуважение.

Им свойственны перепады настроения. Без видимых на то причин малыш или подросток может загрустить и уйти в себя, даже если 2 минуты назад он раскатисто смеялся. Его характеризует импульсивность, склонность к депрессивным состояниям и к тяжелому переживанию неудач. Эти дети активны, порой даже слишком. Они не могут усидеть на месте, при этом редко ищут контактов со сверстниками – у них не бывает широкого круга друзей, играм на улице они предпочитают времяпрепровождение за компьютером или творческими занятиями.

Как воспитывать детей Индиго

Психологи и педиатры, далекие от мистики, рекомендуют воспитывать их как обычных малышей и подростков со специфическими особенностями развития. Дело в том, что теория не находит подтверждений в медицине, врачами и педагогами не может быть выработана научная концепция воспитания Индиго. Потому рекомендуется учитывать индивидуальные особенности психики. В большинстве случаев речь идет не об уникальности, а о неготовности родителей к несоответствиям ожиданиям. Бездействовать в этом случае попросту опасно. Велика вероятность упустить ребенка и не установить с ним коммуникацию, усилить его асоциальность собственным отстранением.

Худшее, что вы можете сделать – это пустить все на самотек, начать «поклоняться» маленькому человеку как «представителю новой расы», полагая, что он прибыл из космоса и воспитается сам собой. Не воспитается.

Но такие предложения сплошь и рядом встречаются в псевдонаучных работах экстрасенсов и парапсихологов. Многие авторы предлагают отстраниться от воспитания и просто наблюдать за тем, как малыш развивается самостоятельно. Естественно, такой подход является провальным и ничего хорошего в результате получиться не может.

Угнетать детей Индиго и пытаться показать им кто в доме хозяин – тоже неверное решение. Лучше всего начать понимать чадо, искренне любить его и давать возможность почувствовать свою любовь. Вы ни в коем случае не должны относиться к нему как к пришельцу – опаска и разочарование недопустимы. Не твердите об уникальности, не говорите малышу, что он не такой как все. Любите его, учитывайте индивидуальные особенности психики. При возникновении проблем – обязательно обращайтесь к психологу.

Мнение ученых, врачей и исследователей

Ученые настроены категорично: представителей научного и медицинского сообщества, которые признали возможность существования феномена, можно пересчитать по пальцам. Гораздо чаще они говорят о том, что родители пытаются переложить ответственность за собственную несостоятельность в воспитании на «космическую сущность» малышей и подростков. В частности профессор М. Безруких отмечал, что за многие годы обсуждения о детей Индиго не удалось обследовать ни одного. По его мнению, большинство «признаков» встречаются у многих обычных детей и тех из них, кто страдает от ряда психических расстройств.

Ученые настаивают на том, что у каждого «признака» есть научное, медицинское объяснение. В частности асоциальность может говорить о синдроме Аспергера, а большинство других приписываемых черт о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Психиатры настоятельно рекомендуют обращаться к докторам, а не записывать малышей в число «уникальных представителей новой расы». Потому как велик риск упустить научно обоснованный синдром, требующий профессионального наблюдения.

Мнение психологов

Стоит оговориться, что мы анализируем мнения специалистов, которые имеют определенный вес в профессиональной среде. Парапсихологов к таковым мы отнести не можем.

С точки зрения специалистов, одни только мысли о том, что ваш малыш – Индиго, должны стать мотивацией для обращения к психологу.

Дело в том, что многие родители воспринимают отпрысков как инвестиционные проекты. Вложения (сил, нервов, денег) в их развитие должны принести результат. Но результат не всегда соответствует ожиданиям. И тогда особенно часто возникает идея об уникальности.

По мнению психологов, так родители пытаются снять с себя ответственность и возложить ее на «непонимающее общество». Специалисты также говорят о том, что «уникальным» детям часто разрешается абсолютно все. Ведь кто такой Индиго с точки зрения многих экстрасенсов? Уникальный представитель новой расы. Человек, чья оригинальность не знает границ. В итоге у малыша формируется не только откровенно завышенная самооценка, но и полное отсутствие о правилах поведения, культуре взаимоотношений с людьми.

Вместо заключения: мифы о детях Индиго

Миф №1. Особое ДНК

Якобы они обладают уникальным ДНК с особым набором кодов, в результате чего становится более совершенным и развитым человеком уже на генном уровне. Это не так – ни одного подобного исследования не проводилось и никаких научных данных о том, что было обнаружено уникальное строение человеческого ДНК, вы не найдете. Их попросту не существует.

Миф №2. Уникальный иммунитет

Если верить человеку, который впервые применил наш термин, Нэнси Энн Тэпп, то до 70% детей в возрасте до 10 лет являются Индиго. Но процент хронических заболеваний и данные медиков неутешительны – таких значительных цифр по отношению к здоровым малышам не существует. Более того, никаких исследований иммунной системы в этом плане также не проводилось. Соответственно миф на 100% безоснователен.

Миф №3. Гениальность

Якобы все они гениальны. Однако даже те из них, чьи родители на 100% убеждены в соответствии своего малыша всем «признакам», не являются вундеркиндами. Соответственно детям может быть свойственен высокий интеллект, но никак не поражающая гениальность. Естественно, можно спорить и говорить о том, что все вундеркинды – это Индиго. Однако никаких исследований, в частности касающихся цвета их ауры, не проводилось. Потому гениальность не может быть связана с мистической уникальностью. По крайней мере, с научной точки зрения.

Мария Косицына

Редактор портала Info-Profi, руководитель центра поддержки студенческих проектов ТюмГУ.