Led zeppelin что значит название. Биография Led Zeppelin. Биография, история жизни Led Zeppelin

Вполне оформился и характерный саунд группы: чрезвычайно насыщенный, плотный, физически тяжелый, с мощной ритм-секцией и вычурной, виртуозной гитарой, которая тщательно «выписывала» каждый звук. Композиции Led Zeppelin, зачастую основанные на импровизации (группа стала одной из первых «перетаскивать» концертные импровизации в студию), иногда были такими длинными, что радиостанции отказывались транслировать их в оригинальном виде. Грамотная политика продюсера Питера Гранта, еще в до выхода первого альбома подписавшего контракт с фирмой Atlantic, позволила Led Zeppelin сразу же завоевать Америку. Группа стала много и часто гастролировать в США. Концертное звучание Led Zeppelin было грязноватым, достаточно вольным, но до предела импровизационным и энергичным. Визитной карточкой группы стали сценические трюки Пейджа, иногда игравшего на гитаре скрипичным смычком. Помимо собственно творчества группы, музыкальная общественность живо интересовалась подробностями личной жизни музыкантов и их скандального поведения во время турне, которые они и не собирались скрывать.

Рунические символы альбома Led Zeppelin IV

Третий и четвертый альбомы, Led Zeppelin III (1970) и Led Zeppelin IV (1971; так называемый «рунический альбом», на обложке которого не стояло названия, зато значились четыре рунических символа) заставили критиков говорить о группе как о явлении, не менее значимом, чем The Beatles. Эти два удивительных альбома открыли новые грани в творчестве группы. Наряду с классическими хард-роковыми и блюзовыми ходами, музыканты стали использовать фолковые мотивы. Характер композиций претерпел изменения в силу обращения к древним преданиям, староанглийскому фольклору, мистике и психоделии (в связи с серьезным увлечением Пейджем черной магией и оккультными науками). Особой удачей была ошеломляющая, многосоставная композиция «Лестница в небо» (Stairway To Heaven), считаемая критиками «песней всех времен и народов».

Следующий альбом группы Houses Of The Holy (1973) стал еще одним шедевром, закрепившим тенденции полифонизации звука и расширения стилевых горизонтов, использования музыкальных структур других стилей (элементы фанка в Dancing Days и рэгги в D"yer Mak"er). Особняком стояла также мистическая композиция No Quarter, сочиненная по мотивам книги Дж. Толкиена «Братство Кольца». Еще более явно это воплотилось в двойном альбоме Physical Graffiti (1775) и альбоме Presence (1976) – двух наиболее интересных и многоплановых работах Led Zeppelin, общий стиль которых уже нельзя определить однозначно.

Композиции из этих альбомов значительно опередили свое время и стали своего рода ориентиром для групп, которые пришли на смену Led Zepelin. В 1976 году увидел свет документально-художественный фильм о Led Zeppelin под названием The Song Remains The Same, снятый на основе материалов об их концертном турне 1975 в Америке. Музыкальный материал был, как всегда, превосходен, но в художественном отношении фильм получился слабым и большого признания не получил. Взбешенный Грант, не привыкший к неудачам, назвал его «самым дорогим в истории домашним видео». Тогда же вышел одноименный альбом, считающийся единственным официальным «концертником» группы.

(Led Zeppelin), английская музыкальная группа. Создана в 1968.

Состав: Роберт Плант (Robert Plant) – вокал, Джимми Пейдж (Jimmy Page) – гитара, Джон Пол Джонс (John Paul Jones) – бас-гитара, Джон Бонэм (John Bonham) – барабаны.

В истории рока существует сотни тысяч имен, но коллективов масштаба «Лед Зеппелин» единицы. Эта группа оказала влияние не только на развитие таких направлений как хард-рок или хэви метал, но и на современную музыку в целом, потому что творчество такой значительной группы как «Лед Зеппелин» было очень разноплановым, многомерным и несущим в себе большие потенциальные возможности и идеи.

Инициатором создания «Лед Зеппелин» был Джимми Пейдж. К тому моменту он был уже весьма опытным музыкантом, несколько лет проработавшим в качестве т.н. сессионного гитариста (наемного профессионала при звукозаписывающей студии) и самым известным студийным гитаристом в Лондоне . Но устав от монотонности такой работы, в 1965 Пейдж оставляет это занятие и присоединяется к ритм-н-блюзовой группе «Ярдбердз» («Yardbirds») в качестве бас-гитариста, а после ухода из коллектива гитариста Джеффа Бека (Jeff Beck), он переходит на лидер-гитару. В конце 1966 у группы появляется новый менеджер Питер Грант (Peter Grant), чье имя было известно как в Англии , так и в США . Грант и Пейдж быстро нашли общий язык. Летом 1968 «Ярдбердз» распался, и Грант предложил Джимми Пейджу набрать новых музыкантов и провести тур в Скандинавии под названием «Новые Ярдбердз» («New Yardbirds»).

Вскоре к Пейджу присоединился Джон Пол Джонс, бас-гитарист, студийный музыкант с большим опытом. В Бирмингеме были найдены вокалист Роберт Плант и барабанщик Джон Бонэм, которые несмотря на свой юный возраст уже успели поиграть в нескольких местных командах. Так возникла группа «Лед Зеппелин», хотя первые концерты музыканты отыграли еще под названием «Новые Ярдбердз» и только позже взяли себе название, ставшее впоследствии легендарным. Новое название «Лед Зеппелин» (вольная интерпретация Свинцовый дирижабль ) имеет ироничный оттенок, так как напоминает об одном устойчивом фразеологическом выражении в английском языке : «to go down like a lead balloon» (дословный перевод «пойти ко дну как свинцовый баллон»), означающий «с треском провалиться». Музыканты как бы противопоставили такое «рискованное» название своей обостренной жажде успеха.

Питер Грант в истории шоу-бизнеса был личностью не менее легендарной, чем его подопечные. Его энергия и напор не знали преград, и условия, которых он добивался для «Лед Зеппелин» были беспрецедентными. Благодаря его организаторскому таланту группа подписывает очень выгодный для начинающего коллектива контракт с фирмой «Атлантик». В начале 1969 выходит дебютный диск, называвшийся просто «Лед Зеппелин».

Участники группы классифицировали свою музыку как «тяжелый блюз». Это были впечатляющие своей тяжестью и мощью песни, в которых глубина, печаль и надрыв традиционного блюза соединялись с резкостью и напором рок-н-ролла. Пластинка была записана за рекордно короткие сроки и минимальные деньги, а успех был огромен.

Так в самом расцвете «эпохи хиппи» 1960-х возник настоящий титан хард-рока 1970-х годов.

Подлинным началом мировой славы «Лед Зеппелин» стал второй альбом, вышедший в конце 1969. В силу обстоятельств музыканты записывали его по отдельности, каждый свою партию, и затем монтировали его в студии, но на монолитности звучания это никак не отразилось. Лед Зеппелин II (Led Zeppelin II ) открывался знаменитой песней Очень много любви (Whole Lotta Love ), она и определила звучание всего альбома: эффектные риффы (базовые мелодические линии), густое и тяжелое звучание.

Сингл с этой основной песней альбома стал последним синглом «Лед Зеппелин». Питер Грант и музыканты выбрали небывалую по тем временам стратегию: не выпускать «хитов» на отдельных пластинках, а делать упор только на LP (большие, долгоиграющие альбомы). Это оправдало себя, и пластинки группы расходились огромными тиражами.

От группы ждали продолжения жесткой линии, но музыканты, всегда демонстративно шедшие против течения, записывают много полуакустических композиций, которые составляют основу третьего альбома группы (Лед Зеппелин III , 1970), хотя в него вошло и несколько тяжелых номеров: Иммигрантские песни (Immigrant Songs ), С тех пор как я люблю тебя (Since I"ve Been Lovin" You ) и др.

Не менее удивительным стал и четвертый альбом (1971) группы, который получил неофициальное название Четыре символа , потому что для его конверта каждый из музыкантов придумал свой собственный символ-эмблему. Четвертый альбом неизменно входит в любые списки «лучших альбомов всех времен и народов», во многом потому, что именно на нем находится известнейшая песня Лестница в небеса (Stairway To Heaven ).

Если первые четыре диска именовались только по порядковым номерам (I, II, III, IV), то последующие все же стали получать и названия: в 1973 вышел альбом Дома Святых (Houses of The Holy ), а в 1975 – двойной диск Физические граффити (Physical Graffiti ).

В 1973 группа учредила свою собственную музыкальную фирму «Свон Сонг» («Swan Song») в составе корпорации «Атлантик». В этом же году во время турне снимается фильм о группе Песня остается неизменной (The Song Remains The Same ), который был выпущен в 1976.

В 1975 Плант попадает в крупную автокатастрофу, и репетиции к следующему альбому проводит в инвалидной коляске. Присутствие (Presence , 1976) получается довольно агрессивным и невеселым альбомом, своим настроением не похожим на предыдущие работы группы. Именно поэтому многие слушатели сдержанно приняли этот диск.

Музыканты ощущали, что для группы начинается очень тяжелый период; Пейдж стал употреблять героин, Планту казалось, что группу преследуют неприятности, и он постоянно боролся с чувством надвигающейся катастрофы, хотя внешне турне 1977 начиналось крайне успешно. В июле Плант получает известие о смерти своего пятилетнего сына Карака. Концерты отменяются, и группа приостанавливает свою деятельность на долгое время.

Но в 1978 они возвращаются к работе и начинают запись нового диска Входя через выход (In Through The Out Door , 1979). Она проходила в Стокгольме на студии шведской группы «АББА» («АВВА»), этим объясняется нехарактерное для группы звучание нового альбома, который получился весьма лиричным. Это был последний альбом при жизни группы.

В ночь на 25 сентября 1980 барабанщик Джон Бонэм, будучи в алкогольном опьянении , погибает в результате несчастного случая. Через два месяца группа заявляет о роспуске. В отличие от многих других коллективов, «Лед Зеппелин» рассматривали себя как единое целое, состоящее именно из тех четырех музыкантов, которые создавали группу. Никаких замен не подразумевалось.

Вскоре Пейдж подготавливает к выпуску прощальный диск коллектива Кода (Coda , 1980), в который вошли не изданные ранее записи группы.

Участники «Лед Зеппелин» начинают сольную деятельность, хотя, как и в случае с «Битлз », слухи о воссоединении коллектива преследуют их неотступно. Музыканты опровергают их, но в 1988 на праздновании 40-летия фирмы «Атлантик» выступают втроем, с сыном Джона Бонэма в качестве барабанщика.

Наиболее успешную соло-карьеру ведет Роберт Плант. Пейдж записывает музыку к фильмам и выпускает несколько пластинок со своей группой «Фирма» («The Firm»). Джон Пол Джонс активно занимается продюссированием (в частности, помогает Ленни Кравицу (Lenny Kravitz) в работе над альбомом Пойдешь ли ты со мной (Are You Gonna Go My Way ) и выпускает интересные сольные работы.

Слухи о воссоединении «Лед Зеппелин» усиливаются в начале 1990-х. Плант и Пейдж действительно объединяются и выпускают альбом Никакой пощады (No Quater ), на котором исполняют песни «Лед Зеппелин» в необычных ориенталистских (восточных) обработках.

Пейдж выступает в дуэте с американским рэппером Паффом Дэдди (Puff Daddy). Они записывают песню для звуковой дорожки фильма Годзилла (Godzilla ), в которой Пейдж использует мелодии знаменитой ледзеппелиновской песни Кашмир (Kashmir ).

В 2002 Роберт Плант снова обращает на себя внимание музыкальной общественности, выпустив альбом Страна грез (Dreamland ), в котором отдает дань модному увлечению записывать свои версии чужих песен. Альбом получился очень успешным. Плант отправляется в гастрольный тур, в график которого было включено и выступление в Москве.

Александр Зайцев

Led Zeppelin — британская рок-группа, сформированная всентябре 1968 года. С утяжелённым гитарным драйвом, оглушающей ритм-секцией ипронзительным вокалом Led Zeppelin стали одной из первых хэви-метал-групп, но при этом смело интерпретировали фолк- иблюз-классику, обогащая свой стиль элементами рокабилли, рэгги, соул, фанка икантри.

В общей сложности группа продала во всём мире более 300миллионов альбомов, из которых 109,5 миллионов приходятся на США. Десятьальбомов Led Zeppelin поднимались на вершину Billboard 200 .

Led Zeppelin заняли первое место в списке VH1 100 Величайшихартистов хард-рока, а журнал Rolling Stone назвал группу «самой тяжёлойгруппой» и «лучшей группой 70-ых».

Название группы является преднамеренно искажённой формойLead Zeppelin — англ. «Свинцовый дирижабль»; в русском языке чаще всегоупотребляется транслитерация Лед Зеппелин, иногда Лед Цеппелин.

Состав группы:

Роберт Плант— вокал, губная гармоника.

Джимми Пейдж— гитара.

Джон Бонэм —ударная установка, перкуссия.

Джон ПолДжонс — бас-гитара, клавишные.

Предыстория

Спустя три года после ухода Эрика Клэптона и через восемьмесяцев после ухода Джеффа Бека 7 июля 1968 года окончательно распалась группаThe Yardbirds. Джимми Пейдж, оставшийся с правами на имя группы и концертнымиобязательствами, был вынужден начать собирать новый состав. В этом ему тут жепринялся помогать менеджер Питер Грант, до этого работавший с Yardbirds. Первымприглашённым стал Джон Пол Джонс (John Paul Jones), бас-гитарист, клавишник иаранжировщик, к тому времени уже имевший богатый опыт студийного сотрудничествасо многими известными музыкантами (в числе которых были и The Yardbirds).

Первый кандидат на роль вокалиста, Терри Рид (каквыяснилось, уже связанный контрактом с менеджером Микки Мо?стом), порекомендовалПэйджу обратить внимание на Роберта Планта, бирмингемского вокалиста,известного по участию в Band of Joy и Obs-Tweedle. Побывав на концертепоследних в Уолсолле, Питер Грант и Джимми Пэйдж немедленно пригласиливокалиста в состав новой группы и получили согласие. Гитариста особеннопотрясло на этом концерте исполнение Плантом «Somebody to Love» JeffersonAirplane. «От этих первобытных завываний мне стало жутковато, — вспоминал он. —Это был тот самый голос, который я искал. Он пел уже несколько лет и при этомоставался практически неизвестен. Как такое могло случиться, до сих пор понятьне могу». Пэйдж пригласил Планта на борт собственного небольшого катера, и напросторах Темзы музыканты рассказали друг другу о своих пристрастиях.Выяснилось, что Плант глубоко знает американский кантри-блюз (его любимыеисполнители — Скип Джеймс, Бакка Уайт, Мемфис Минни) и «Властелина колец»(отсюда и Obs-Tweedle — название группы). На Пэйджа и это произвеловпечатление. Он сыграл на гитаре «Babe I’m Gonna Leave You» (народную песню изрепертуара Джоан Баэз) и рассказал, что хотел бы в этой вещи выявить светлые итемные стороны — предельно контрастно, в совершенно новом контексте.

«Мы словно бы пользовались одной колодой карт. Сразу ведьчувствуется, когда перед тобой человек, самые заветные двери приоткрывший чутьшире остальных. Таким человеком был Джимми. Как он впитывал в себя идеи, какпри этом держался — все это было несравненно выше всего, с чем мне до тех пордоводилось сталкиваться. На меня он произвел сильнейшее впечатление». — РобертПлант, интервью Rolling Stone, 2006

В числе кандидатов на оставшееся вакантное место Пейджемрассматривались два сессионника, Клем Каттини и Эйнсли Данбар, а также Би ДжейУилсон (Procol Harum) и Джинджер Бейкер (Cream). По рекомендации Роберта Плантав список кандидатов был включён ударник из Реддича Джон Бонэм. В июле 1968 годаПэйдж и Грант, под впечатлением выступления последнего в составе группы ТимаРоуза на концерте в Хэмпстеде, предложили ему войти в состав новой группы.Бонэм, считая музыку The Yardbirds крайне старомодной, поначалу отреагировалскептически; кроме того, у него уже были заманчивые предложения от Джо Кокера иКриса Фарлоу. Планту пришлось отправить 8 телеграмм в уолсоллский паб Three Menin a Boat, где Бонэм был завсегдатаем (40 телеграмм туда же отправил и Грант).В конечном итоге барабанщик принял предложение, решив, что музыка новой группынамного интереснее всего, что исполняли в то время Кокер и Фарлоу.

Свою первую репетицию квартет провел в квартире,располагавшейся под музыкальным магазином на Джерард-стрит в лондонском Сохо.Пейдж предложил для начала сыграть «Train Kept A-Rollin`», рокабилли-трек изрепертуара Yardbirds, популяризированный Джонни Бёрнеттом. «Едва только заигралДжон Бонэм, как мы поняли: грядет нечто выдающееся, — вспоминал Джон Пол Джонс.— С ним мы немедленно сомкнулись в единое целое».."

Осенью квартет провел турне по Скандинавии под названием TheNew Yardbirds (дебютировав 7 сентября в Копенгагене), а по возвращении сыграл встудии с PJ Proby: это был последний студийный день работы над его альбомом. «Япросто попросил их сыграть что-нибудь, пока не придумаю текст, — вспоминалПроби. — Тогда они не были еще Led Zeppelin. Они назывались The New Yardbirds,и собирались стать моей группой».

Барабанщик группы The Who Кит Мун заметил, что онипровалятся с таким названием как свинцовый дирижабль (позже Джон Энтвистл,басист The Who, утверждал, что идея в действительности принадлежала ему), иПэйдж недолго думая сменил название на Led Zeppelin. Букву «а» в слове Leadопустили по предложению Питера Гранта: чтобы (как он заявил) «эти тупыеамериканцы не называли группу Лид Зеппелин».

15 октября 1968 года Led Zeppelin дали свой первый концерт вУниверситете графства Саррей, в Гилфорде. Концерт группы в лондонскомRoundhouse 9 ноября стал праздничным: он был приурочен к свадьбе РобертаПланта. 26 декабря Led Zeppelin впервые выступили за океаном, в Денвере, штатКолорадо, куда их пригласил промоутер Барри Фей. На местную прессу группа в тотвечер впечатления не произвела: репортёр Томас Маккласки, отметив виртуозностьПейджа и основательность Джонса, счёл невыразительными вокал Планта и игруБонэма. Ключевым для последовавшего турне явилось выступление в сан-францисскомзале Fillmore West: здесь Led Zeppelin оставили в тени признанных звезд,несмотря на то, что выступали в первом отделении.

Незадолго до этого, в Нью-Йорке, Питер Грант выбил уAtlantic Records гигантский аванс в $200,000: подобных сумм от записывающихкомпаний никогда прежде только что образовавшиеся группы не получали. ЛейблAtlantic отдавал до тех пор предпочтение блюз- и джаз-року, а такжеисполнителям музыки соул, но в конце 60-х годов его руководствозаинтересовалось британскими группами прогрессивного рока. Распространеномнение, что с Led Zeppelin компания заключила контракт заочно, всего лишь порекомендации Дасти Спрингфилд. Однако, Джимми Пэйдж утерждал, что Atlantic втечение нескольких лет следили за его работами и давно мечтали переманить ксебе.

Они следили за моими работами в Yardbirds… так что, сразунами заинтересовались. Я дал им понять, что предпочел бы непосредственно лейблAtlantic, а не их рок-филиал Atco Records, где записывались Sonny and Cher иCream, потому что не хотел находиться в такой компании, мечтал ассоциироватьсяс чем-то более классическим… - Интервью журналу Guitar World, 1993

1969—1980

Led Zeppelin I

Работа над дебютным альбомом началась осенью 1968 года влондонской Olimpic Studios. Из репертуара The Yardbirds в альбом были включеныдве композиции: «Dazed and Confused» и «How Many More Times»; «Babe I’m GonnaLeave You» (в аранжировке, заимствованной у Джоан Баэз) предложил Роберт Плант.Остальные вещи были созданы непосредственно во время записи. Альбом, названныйпросто — Led Zeppelin, вышел в 17 января 1969 года в США и 28 марта 1969 года вВеликобритании. Незадолго до американского релиза, 26 декабря Led Zeppelinдебютировали на калифорнийской концертной сцене в первом отделении VanillaFudge (группы, также записывавшейся на Atlantic Records). Выступив в несколькихпопулярных клубах (Whiskey A Go Go и др.), группа затем произвела фурорконцертом в сан-францисском зале Filmore Auditorium, после чего её музыканемедленно зазвучала на всех местных рок-радиостанциях.

В отличие от The Beatles или The Rolling Stones, LedZeppelin не имели студийного ментора (вроде Джорджа Мартина или Джимми Миллера.Музыкальным мозгом группы стал Джимми Пэйдж, у которого накопилось множествоновых идей еще со времён Yardbirds. «Там мне позволялось много импровизироватьна сцене, и я начал постепенно создавать „журнал идей“, который затемиспользовал в Zeppelin, — позже вспоминал он. — Но помимо старых идей возниклановая: на основе акустических звуковых полотен создать звучание, в которомсоединились бы блюз, хард-рок и акустика — с мощными рефренами, все этовенчающими. Музыка, в которой было бы множество цветов и оттенков».

Группа шла по непроторенным путям, ведомая гитаристом, созвуком экспериментировавшим непрерывно. В эти первые дни Пэйдж проявил себя ещеи как продюсер-новатор, самостоятельно выстроив уникальное звучание LedZeppelin, создав и воплотив в жизнь новые студийные эффекты (в частности,«опережающее эхо»).

Никто ни до ни после не мог сравниться с Пэйджем в егоумении драматизировать звук. Это он заставил барабаны Джона Бонэма звучать каквулканические извержения; помог вокалу Роберта Планта вибрировать так, словнобы он снисходил с Олимпа. Даже изящные басовые партии Джона Пола Джонса былиулучшены в студии, зазвучав с прежде неслыханной чистотой. Но главное, Пейджвиртуозно манипулировал звуком собственной гитары — так, что тот постоянноменял цвета и оттенки подобно блюз-роковому хамелеону. — Guitar World, 1993

Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого Yardbirds,Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах новоеразвитие. Пронзительно-высокий вокал Планта, мощная работа ритм-секции иноваторская работа Пэйджа, создавшего собственную разновидностьзаострённо-убойного риффа, позволила группе избавиться от психоделическихэлементов и практически собственноручно создать новый жанр — hard rock.

Уже после нескольких концертов группы заказы на её первыйальбом составили около 50 тысяч экземпляров. Дебютный альбом, записанный за 30часов и обошедшийся группе (по свидетельству менеджера Питера Гранта) в 1750 фунтов, к 1975году собрал 7 миллионов. Альбом добрался до 10-го места в хит-параде США и 6-гов UK, став впоследствии мультиплатиновым.

Курьезный случай, связанный с обложкой альбома произошел вДании, на европейских гастролях. Ева фон Зеппелин, дальняя родственницасоздателя первого цеппелина, пригрозила, что через суд отберет у группыназвание. Чтобы не искушать судьбу, Led Zeppelin выступили в Копенгагене подназванием The Nobs. Альбом был в целом благоприятно встречен критикой, нонекоторые издания, в частности, еженедельник Rolling Stone, прямо обвинилигруппу в плагиате, что положило начало многолетней негласной войны группы спрессой, усугублявшейся агрессивной тактикой Питера Гранта. Тем не менее, кмоменту начала работы над вторым альбомом, и прежде благоволившее к групперуководство Atlantic Records, по словам Пэйджа, от неё «окончательно впало вэкстаз».

Led Zeppelin II

За первый год своего существования группа успела провести 4американских и 4 британских концертных турне. Из крупных мероприятий 1969 годагруппа (в силу объективных причин) пропустила лишь Вудсток, зато далатриумфальный концерт в лондонском Ройал Алберт-холле, после которого отношениек ней на родине впервые резко изменилось к лучшему. Не только на зрителей, но ина музыкальных критиков произвела впечатление свобода творчества, царившая насцене. Ни одно из выступлений группы не походило на другое, композициипостоянно видоизменялись в ходе импровизаций.

«How Many More Times» непременно включала в себя «As Long AsI Have You» Мемфис Минни или «Fresh Garbage» Spirit, плюс еще миллион песенныхкусочков выползали откуда-то из дебрей. В этом и состояла для меня красота и здоровье Led Zeppelin. «Whole Lotta Love» становилась постепенно эквивалентом «How Many MoreTimes» благодаря пространным мидл-секциям. Есть бутлеги, которые просторадостно слушать — как «Smokestack Lightning» переходит в «Hello Mary Lou», амы подбрасываем один кусок за другим из вещей, которые никогда не репетировали.На некоторых концертах я начинал петь что-нибудь — просто чтобы узнать, знаютли остальные аккорды. Это была своего рода живая энциклопедия: типа — я знаювот эту песню, старый би-сайд Ларри Уильямса, а вы? И начиналось! Временами мыиграли очень странные вещи: «Dazed & Confused» менялась постоянно в каждойиз своих частей… Я я стоял сбоку за кулисами с сигаретой и думал: бог мой, этоже замечательно! — Роберт Плант.

Альбом Led Zeppelin II записывался в нескольких американскихстудиях — по мере продвижения группы по стране. Испытывая острый недостатокоригинального материала квартет как минимум три трека («Whole Lotta Love», «TheLemon Song», «Bring It on Home») выстроил на основе блюзовых стандартов,входивших в его тогдашний концертный репертуар. Между тем, именно во второмальбоме Роберт Плант впервые заявил о своих поэтических претензиях («What Isand What Should Never Be», «Thank You»). Здесь же появились первые указания(«Ramble On») на интерес Пэйджа и Планта к мистике вообще и творчеству Толкиенав частности. Спонтанно созданный, импровизированный альбом вышел 22 октября1969 года и уже на следующий день (только по числу почтовых заявок) разошелсяполумиллионным тиражом, став золотым. Спустя три недели он оказался в на 2-мместе в списках «Биллборда», а затем вышел на вершину (сбросив оттудабитловский Abbey Road) где оставался 7 недель. Led Zeppelin II до сих порприсутствует в сотне лучших рок-пластинок «Биллборда» и является одним из трехсамых продаваемых за всю историю США.

Вопреки желанию участников группы, считавших свои альбомы«неделимыми», Atlantic Records выпустили сорокапяткой укороченную (до 3:10)«радиоверсию» Whole Lotta Love. Питер Грант и участники Led Zeppelinвпоследствии не раз заявляли, что этот сингл официальным релизом не считают.

Led Zeppelin III

Проведя ещё несколько коротких концертных серий в США (гдекаждое выступление длилось иногда по 3-4 часа из-за продолжительностиимпровизаций), группа для работы над третьей пластинкой решила взять отпуск иудалилась в расположенный на севере Уэльса уединённый коттедж Bron-Yr-Aur .Начавшаясяздесь (в мобильной студии Rolling Stones) работа была продолжена в поместьеХэдли Грэйндж и завершилась в октябре 1971 года.

Эклектичный, отчасти акустический Led Zeppelin III, стал пообе стороны океана лидером в чартах. Поначалу сдержанно встреченный критикой,он был позже «реабилитирован» и объявлен классическим. Выдающимися трекамиздесь считаются «Since I’ve Been Loving You» и «Immigrant Song». Второй из нихсгустил вокруг группы ореол загадочности: после этого убийственно-мрачного«морского марша» викингов (с угрожающим: «we are you overlords…») пресса сталачасто намекать на «особый» интерес группы к скандинавскому фольклору, нередкосвязывая его с крайне правыми взглядами (необоснованно приписывывшимся в тегоды музыкантам группы и её менеджеру). В какой-то момент Atlantic собралисьвыпускать трек синглом, но Питер Грант заявил, что если повторится история с«Whole Lotta Love», лейбл потеряет группу навсегда, — и одержал победу.

19 сентября, завершив американские гастроли концертом вMadison Square Garden, группа вернулась в Британию. Неделю спустя еженедельникMelody Maker объявил Led Zeppelin победителями в категории «Лучшая группамира», где до этого в течение шести лет бессменно царствовали The Beatles. Нопо мере того, как триумфальное восхождение группы к мировой вершинеприближалось к своей кульминации, вокруг неё продолжала сгущаться атмосфераслухов и домыслов самого мрачного свойства. В 1971 году Джимми Пэйдж приобрел особняк Болскин-хаус (Boleskine House), где до 1913 года жил скандальнознаменитый Алистер Кроули. К этому времени гитарист уже имел в Лондонесобственный книжный магазин, специализировавшийся на оккультной литературе, ивладел второй в мире по значимости коллекцией публикаций Кроули. Существуетмнение, что Пэйдж был последователем и практиком «секс-магии» и загадочнымобразом применял ее в своей музыке. Позже, когда участникам группы пришлосьпережить ряд личных трагедий, появились слухи о том, что таким образомпострадавшим пришлось расплачиваться с «тёмными силами» за некие мистическиеэксперименты Пэйджа, позволявшего себе с этими силами заигрывать.

Led Zeppelin IV

именно такая последовательность пиктограмм стояла напластинке вместо названия.

К моменту выхода четвёртого альбома имидж группы заметноизменился: участники группы стали появляться на сцене в роскошных кафтанах и вукрашениях, а гастрольные фургоны сменили на собственный самолет («TheStarship»). Группа стала снимать не отдельные номера, а целые секции в отелях(в частности, в лос-анжелесском «Континентал Хайатт Хаус»), где (подпредводительством Бонэма и гастрольного менеджера Ричарда Коула) нередкослучались дикие и подчас зловещие оргии, обеспечившие почву для целой отраслицеппелиновской мифологии и подававшиеся в качестве «доказательств» склонностиучастников группы к жестокости и даже садизму. Гастрольные триумфы, такимобразом, не способствовали рассеянию зловещей атмосферы, сгущавшейся вокруггруппы.

Гастроли Led Zeppelin производили странное впечатление: содной стороны — многотысячные толпы, сияющие лимузины, лучшие отели; с другой —атмосфера подозрительности, недомолвок, вечное ощущение какой-то отверженности.С некоторых пор на группу навесили клеймо паршивой овцы английского хард-рока.Стоило Led Zeppelin выйти в турне, как тут же наперерез им выпускали RollingStones. Первые имели над вторыми явное преимущество и в любой момент способныбыли его доказать, но… из газетных репортажей догадаться об этом было не так-топросто! В те годы группу искусственно придерживали в тени. — Камерон Кроу,Rolling Stone, 13 марта 1975 года.

Работу над четвертым альбомом группа начала в лондонскойIsland Studios, продолжила в Брон-эр-Айр (где пробыла недолго) и завершила вХэдли Грэйндж, опять-таки, с роллинговской Mobile Studio. Led Zeppelin IV (другиеварианты заголовка: The Fourth Album, Four Symbols, Zoso, Runes, Sticks, ManWith Sticks) вышел 8 ноября 1971 года — именно в том оформлении, за которое втечение девяти месяцев Грант вёл борьбу с Atlantic Records. Вместо названиягруппы и заголовка он нёс на обложке четыре рунических символа. Напринадлежность пластинки указывало лишь имя её продюсера — Джимми Пейджа. Состороны Led Zeppelin это был вызывающий жест в адрес средств массовойинформации, которые к этому времени сформировали крайне негативное отношение кгруппе и считали её репутацию раздутой искусственно.

Увлечённость группы фолк-музыкой и мистицизмом достиглаздесь апогея («The Battle of Evermore», записанный с Сэнди Денни), но развитиеполучили также хард-роковые и «металлические» тенденции («Black Dog», «When TheLevee Breaks»). Обе линии идеально соединились в «Stairway to Heaven» — песне,которая, хоть и не была выпущена синглом, стала негласным чарттоппероманглоязычного музыкального радио. Искать зашифрованные послания и намёки втекстах группы пытались и прежде, но текст этой композиции, набранный изфразеологических обрывков, словно бы выдернутых из некоего более полноготекста, впервые предоставил энтузиастам такого рода исканий серьезный повод.

Сами музыканты по-разному оценивали свой шедевр. Плантотносился к успеху его иронически, считая, что место в истории этой песнеобеспечила всего лишь двусмысленность, позволившая всем желающим трактоватьтекст по-своему. Пэйдж, напротив, считал композицию «квинтэссенцией LedZeppelin» и своим величайшим творческим достижением («…Ну, а текст Бобби — этовообще вещь в себе. Фантастика!»). Под сильным впечатлением от композициинаходился и Джон Пол Джонс.

Мы все собрались в сельском хемпширском особняке подназванием Хэдли Грейндж. Плант и Пэйдж только что спустились с валлийскиххолмов: принесли с собой эту последовательность аккордов, гитарное вступлениеи, кажется, один куплет, ну, может, чуть больше. Я впервые услышал это подоглушающий аккомпанимент каминного пламени. Впечатление она на меня произвела —ну вот, как раз такое, какое и можно себе представить. Я взял блокфлейту иисполнил эту мелодию: так появилось вступление. Потом перешел за фортепиано: мысделали вторую часть. Так мы постепенно записали одну секцию за другой, а потомналожили «гитарную армию», как называл её Пэйдж. — Джон Пол Джонс

Музыкальная группа из Великобритании Led Zeppelin считается одним из самых успешных коллективов рок-музыки, который смог создать уникальное звучание. Участники коллектива сыграли основополагающую роль в образовании не только таких жанров, как хард-рок и хэви-метал, но и других направлений современной музыки.

Тираж альбомов коллектива в мире насчитывает более 300 млн, причем семь из них неоднократно были на самых верхних позициях Billboard 200. Музыкальная группа находится на первой строчке в списке VH1 "100 величайших артистов хард-рока". Коллектив также признавался "Лучшей группой 70-х" по версии Rolling Stone.

История создания и состав

Английский квартет Led Zeppelin появился на свет в 1968 году в Лондоне. Группа, созданная на пике эпохи хиппи, искала вдохновение для своего звучания в рок-н-ролле, блюзе, народных балладах, джазе, классике и даже в восточных мотивах.


Идейным лидером нового музыкального проекта стал гитарист . Сначала в 1965 году опытный музыкант примкнул к группе Yardbirds в качестве бас-гитариста, а впоследствии перешел на лидер-гитару. В следующем году в коллектив пришел музыкальный менеджер Питер Грант. Пейдж и Грант пережили вместе распад Yardbirds и создание New Yadbirds в 1968 году.


Этот новый коллектив с участием Джимми Пейджа, бас-гитариста Джона Пола Джонса, барабанщика Джона Бонема и вокалиста и становится легендарной Led Zeppelin (вольный перевод - "Свинцовый дирижабль").


Взятие такого названия вызвало немало шумихи в музыкальной среде. Дело в том, что оно имеет ироничный оттенок, ведь в английском языке бытует устойчивое выражение - "to go down like a lead balloon" ("пойти ко дну как свинцовый баллон", то есть с треском провалиться).


Как объяснили свой выбор музыканты, они специально хотели противопоставить это не слишком "удачливое" имя группы желанию ее артистов добиться славы. В октябре 1968 года про британскую группу с нашумевшим названием прослышали в США. Там основатель Atlantic Records Ахмет Эртегун подписал контракт на сотрудничество с Led Zeppelin, даже не видя самих музыкантов.

Музыка

Первый альбом, который так и назывался Led Zeppelin, артисты создали осенью 1968 года на студии Olympic в Лондоне всего за 36 часов.


Записанный в рекордно быстрые сроки и на минимальные деньги альбом был наполнен мифологическими и мистическими мотивами, соединив в себе рок-н-ролльные мелодии с блюзом. Участники Led Zeppelin охарактеризовали этот жанр музыки как "тяжелый блюз" и не прогадали: слушатели были в восторге от их музыкальных произведений.

После выпуска первого альбома музыканты отправились в тур по США в декабре 1968 года. В итоге за год группа провела четыре концертных тура в Штатах и столько же в Великобритании. Их второй альбом Led Zeppelin II (1969) был записан в дороге и по отдельности, но, несмотря на это, имел еще более оглушительный успех, чем первый. Песни Whole Lotta Love, Heartbreaker, Living, Loving Maid и Ramble On стали международными хитами.

Песня «Whole Lotta Love» группы «Led Zeppelin»

Каждый член квартета внес уникальный вклад в совместные композиции, тем самым демонстрируя отличный пример группового творчества, говорили музыкальные критики. Обозреватели сходились во мнении, что альбомы и песни Led Zeppelin имеют разностороннее густое звучание. В них соединились очаровательные гитарные соло Пейджа, невероятный вокальный диапазон Планта, а также эффектное сопровождение на бас-гитаре Джонса и Бонема - на барабанах.

Отличительной особенностью Led Zeppelin также стало то, что музыканты не хотели выпускать отдельные синглы. Артисты делали ставку только на большие альбомы (LP), тем самым заложив в мир музыки такое понятие, как "альбомный рок".

Песня «Immigrant Song» группы «Led Zeppelin»

Третий альбом группы Led Zeppelin III (1970) стал неожиданностью для поклонников: он был записан под влиянием народной кельтской музыки и имел много акустического звучания. Хотя без тяжелых аккордов тоже не обошлось - они слышатся в Immigrant Songs и Since I"ve Been Lovin" You.

С выпуском четвертого альбома в 1971 году Led Zeppelin приобрела статус "Лучшей группы 70-х". Собрание музыкальных произведений неофициально именовалось "Четыре символа", так как для его конверта каждый участник придумал собственную эмблему. Именно на этом альбоме содержится один из самых громких хитов коллектива Stairway To Heaven, на который был снят клип на концерте.

Песня «Stairway to Heaven» группы «Led Zeppelin»

На волне успеха первых четырех альбомов группа много гастролировала в 1970-х. В те годы участники музыкального коллектива вели себя как настоящие рок-звезды. Музыканты купили частный самолет "Звездный", на котором разъезжали по США и Великобритании. Во время поездки в Лос-Анджелес музыканты остановились в Hyatt House и устроили бурные посиделки с ездой на мотоцикле по отелю и выбрасыванием телевизора из окна.

Новости о таком поведении звезд рок-н-ролла, а также фото быстро разнеслись по СМИ. Журналисты одновременно начали писать об употреблении героина участниками Led Zeppelin. Финальной точкой стал концерт во Флориде. Во время выступления артистов фанаты вели себя настолько агрессивно, что полиции пришлось применить слезоточивый газ для их разгона. Этот инцидент привел к паузе в концертной деятельности группы.


«Буйные» 70-е вместе с тем ознаменовались выпуском еще нескольких альбомов. В 1973-м вышел Houses of The Holy, а в 1975 - двойной диск Physical Graffiti. В том же году группа основала музыкальную фирму Swan Song и приступила к съемкам документального фильма The Song Remains The Same. Он был выпущен в 1976-м.

В 1976 году Led Zeppelin подготовила еще один альбом Presence, но поклонники приняли новые песни без энтузиазма из-за их депрессивности. На протяжении последующих двух лет участники группы переживают непростой период: обвинения в употреблении наркотиков, проблемы в личной жизни и приостановка концертов.

Песня «Celebration Day» группы «Led Zeppelin»

Однако в 1978 году коллектив вновь собирается в Стокгольме для записи альбома In Through The Out Door (1979). Работа над новым сборником велась на студии , что, как считают музыкальные критики, объясняет лирическое настроение некоторых песен. Этот альбом стал последним группы Led Zeppelin.

В сентябре 1980 года перед туром по США барабанщик Джон Бонем умирает от отека легких в состоянии алкогольного опьянения. Группа решила прекратить свое существование, поскольку, по заявлению участников, ценила каждого члена и не хотела заменять Бонема.


В 1982 году Пейдж выпустил сборник из неизданных песен Led Zeppelin Сoda. После этого участники коллектива окончательно разошлись, и каждый приступил к сольной карьере. Тройка пыталась воссоединиться в 1985 и потом в 1988 году. В 1994-м музыканты Led Zeppelin выступили вместе на церемонии MTV Unplugged и поехали в международный тур с оркестром. Плант и Пейдж даже выпустили альбом с восточными мотивами No Quater.

Музыканты вновь собрались вместе в 1995 году во время введения в Зал славы рок-н-ролла. Однако каждый так и продолжал заниматься сольной карьерой. Пейдж записывал музыку к кинолентам, Джонс занялся продюсированием, в том числе сборника , а Плант выпустил альбом Dreamland с каверами.

Led Zeppelin сейчас

10 декабря 2017 года музыканты Led Zeppelin стали участниками благотворительного концерта в поддержку Ertegun’s Education Fund. Фонд оказывает помощь учащимся музыкальных заведений в Великобритании, США и Турции.

Группа выступала в течение двух часов и сорвала овации публики. Музыкальные обозреватели даже выразили надежду на то, что в скором времени коллектив воссоединится. В августе 2008 года эта информация была подогрета слухами, что Пейдж, Джонс и сын Бонема, Джейсон, готовят материал для выпуска альбома.

Однако Плант отказался от совместной работы, назвав идею о воссоединении смехотворной. Музыканты пытались некоторое время найти другого вокалиста, но в итоге отказались от инициативы. Хотя в 2013 году Плант признался, что был бы рад возрождению Led Zeppelin.

В 2014 году вышла биография Led Zeppelin "Когда титаны ступали по земле" журналиста из Великобритании Мика Уолла. Презентация 750-страничной книги в России состоялась параллельно с выходом на киноэкраны фильма о группе The Song Remains the Same, снятого еще в 1973 году.

Дискография

  • 1968 - "Led Zeppelin"
  • 1969 - "Led Zeppelin II"
  • 1970 - "Led Zeppelin III"
  • 1971 - "Led Zeppelin IV"
  • 1973 - "House of the holy"
  • 1975 - "Physical graffiti"
  • 1976 - "Presence"
  • 1977 - "The song remains the same"
  • 1979 - "In through the out door"
  • 1982 - "Coda"
  • 1997 - "BBC Sessions"
  • 2016 - "The complete BBC Sessions"

Клипы

  • 1969 - "Whole lotta love"
  • 1971 - "Stand by me: Live in Japan"
  • 1971 - "Stairway to heaven"

Шестидесятые и семидесятые годы XX века поражали возникновением музыкальных легенд буквально на каждом шагу.
Большая часть направлений рок-музыки возникла именно в тот период. Но не боги горшки обжигают: эти легенды создавались вполне обычными людьми, правда, несколько более нас с вами грамотными в музыкальном плане и чуть более настойчивыми. Вот, например, как возникла легенда под названием « Led Zeppelin».
7 июля 1968 года в колледже города Лютена неподалеку от Лондона известная группа Yardbirds дала свой, как оказалось, последний концерт. Напряженный гастрольный график окончательно доконал певца и барабанщика группы, и они ушли. Двадцатичетырехлетний гитарист группы, уже тогда известный в музыкальных кругах как опытный сессионный гитарист и продюсер, Джимми Пейдж (James Patrick Page, род. 9 января 1944, Heston, Middlesex, England), был намерен продолжать карьеру музыканта несмотря ни на что. Незадолго до этого ставший продюсером Yardbirds Питер Грант (Peter Grant, род. 5 апреля 1935, London, England, умер 21 ноября 1995) тоже был полон решимости сохранить группу, пусть и в другом составе. Юридические права на Yardbirds принадлежали Гранту, и будучи уверенным в Пейдже, Питер предложил Джимми собрать новый состав. Сначала группу планировали назвать The New Yardbirds, но потом, когда все-таки решили название поменять, вспомнили шутку Кейта Муна, барабанщика группы The Who. Однажды за пивом Мун, известный шутник, предположил, что новый проект Грантаи Пейджа «будет летать, как свинцовый дирижабль». Это несколько измененная английская идиома «going over like a lead balloon», что можно на русский перевести как «плавать как топор». Так «всплыл на поверхность» Led Zeppelin.
От Yardbirds осталось наследство в виде заказанных на осень 1968 года гастролей по Скандинавии. Обещания надо выполнять, а для этого требовалось «всего-навсего» за каких-то пару месяцев собрать группу и отрепетировать программу. Но на примете кое-кто был.
На место бас-гитариста пришел Джон Пол Джонс (John Baldwin, род. 3 июня 1946, Sidcup, Kent, England). С Пейджем Джонс уже ранее сталкивался на разных сессионных работах и сам был известен как «специалист широкого профиля» в музыкальных кругах. Как аранжировщик, клавишник и бас-гитарист, Джон принимал участие в записях многих известных групп и исполнителей. Он мотался с одной записи на другую, пока не наткнулся на объявление в музыкальном журнале, данное, как оказалось, Джимми Пейджем. Так вопрос с басистом был решен.
Кто-то должен был петь и играть на барабанах. И тут выяснилось, что в Лондоненет ни одного подходящего и свободного от обязательств ни вокалиста, ни барабанщика. И тут из музыкальных кругов дошел слух, что в славном городе Бирмингеме несть некий талантливый и невероятно красивый Роберт Плант (Robert Plant, род. 20 августа 1948, West Bromwich, West Midlands, England).
На тот момент изгнанный из дома, не оправдавший родительских надежд Роберт перебивался случайными заработками от выступлений с местными командами. После телефонного разговора с Плантом Грант, Пейдж и Джонс приехали в Бирмингем на концерт, где пел Роберт. Голос Планта поразил всех троих. Вскоре Пейдж пригласил Планта к себе в гости, и Роберт, собрав все свои певческие наработки, которых оказалось, как ни странно, больше, чем у его будущих соратников-профессионалов, отправился к Джиммим. Он поселился у Пейджа дома и они вдвоем провели несколько дней, беседуя о музыке, слушая диски, играя... В конечном итоге, воодушевленный радужными перспективами, Роберт сразу же по возвращении в Бирмингем отправился в Оксфорд к своему другу - барабанщику Бонзо - уговаривать его играть с ними в новой группе.
Настоящее имя Бонзо - Джон Бонэм (John Bonham, род. 31 мая 1948, Birmingham, England). Он пользовался славой самого громкого и яростного барабанщика. Он даже освоил игру без палочек, голыми руками (это запечатлено в фильме «Song Remain The Same»). К моменту приезда Роберта Бонзо устроился играть в гастрольную группу, где получал вполне приличное жалование, и, кроме того, имел несколько других интересных предложений, поэтому идею пойти в новую группу воспринял без особого энтузиазма. К уговорам подключился Грант и это подействовало - Бонзо сдался и согласился приехать в Лондон встретиться с группой.
В полном составе группа впервые встретилась в Лондоне в начале сентября 1968 года, в маленькой комнатушке под музыкальным магазином на Джеральд Стрит. "Комната была очень маленькая," - вспоминает Пейдж, - ". Мы сыграли всего лишь один номер, "Train Kept a Rolling," и оно пришло. Неописуемое ощущение..." Репетиции перед скандинавскими гастролями проходили в доме Пэйджа. На первых порах Джимминаправлял творческие поиски группы, поскольку кроме репертуара Yardbirds, было решено сделать что-то новое.
14 сентября 1968 года группа отправилась в Копенгаген, где выступила под названием The New Yardbirds. Пресса отозвалась об этих концертах очень тепло, и это не могло не порадовать музыкантов: большую часть репертуара составили песни будущего альбома.
Вернулись музыканты в Лондон в конце сентября и сразу приступили к записи альбома - в течение двух недель было затрачено 30 часов студийного времени. Альбом был назван просто - «Led Zeppelin». Тогда же и было принято решение об окончательном названии группы. Грант предложил выкинуть из слова «lead» одну букву. Тем самым окончательно и бесповоротно на свет появилась группа Led Zeppelin.
Их первое британское выступление еще под названием The New Yardbirds состоялось в лондонском клубе Marquee 16 октября 1968 года. А под новым именем их впервые увидели 15 ноября в университете графства Сюррей. Правда, на афише все же была сноска - «бывшие Yardbirds». Британская пресса прореагировала на выступление группы гораздо прохладнее скандинавской. Но это ребят волновало постольку-поскольку. Грант уже тогда нацелился завоевывать Америку. Кроме того, новой группой заинтересовалась американская компания «Atlantic». Проявив недюжинный коммерческий талант, Питер Грант добился от компании подписания контракта на невиданных ранее условиях: сравнительно большие проценты отчислений, 200 тысяч долларов аванса и полная независимость в творческих вопросах.
Тут же подвернулся удобный случай - группа Джефа Бэка отменила свои американские гастроли с группой Vanilla Fudge, и ее заменили Led Zeppelin. 25 декабря 1968 года, в первый день Рождества, наши герои прибыли в Лос-Анджелес. Первая часть тура прошла по Тихоокеанскому побережью, а затем переместившись на Восток. Закончился тур 31 января выступлением в Нью-Йорке на концерте, хэдлайнерами которого должна была быть группа Iron Butterfly. Зеппелиновцы отыграли два часа, исполнили на бис 5 песен, и Iron Butterfly просто отказались после них выйти на сцену - вот такой фурор произвела новоявленная группа Led Zeppelin в Америке.
Первый альбом появился на прилавках магазинов в конце января 1969 года. После американского тура и демо-версий, разосланных на радиостанции, заказов на альбом поступило более 50 тысяч. Через неделю после выхода пластинка была на 98 месте в американском чарте, а затем необычайно быстро взлетела до 10 места, став в итоге «золотой».
Вернувшись в Англию в феврале, группа такого успеха на родине не нашла - вместо огромных залов снова пришлось выступать перед несколькими сотнями зрителей. В Британии группа продвигалась медленно - альбом достиг 6 места в британском чарте 12 апреля, а пресса практически молчала. Так и не дождавшись признания на родине, музыканты снова отправились в Америку.
20 апреля Лос-Анджелес снова встречал Led Zeppelin. Этот тур продолжался до конца июня 1969 года, и группа вернулась в Англию. Тут и британские медиа проявили интерес к «отечественной» группе - 27 июня радиостанция ВВС-1 выделила зеппелиновцам целый час эфира. На следующий день, 28 июня, группа выступила на фестивале прогрессивной музыки в городе Бате, а 29 июня - в лондонском «Королевском Альберт-Холле», где они впервые в Англии стали хэдлайнерами концерта.
С начала июля Led Zeppelin снова были в Америке. 5 июля их лицезрели в Атланте на поп-фестивале, затем был джазовый фестиваль в Нью-Порте, потом Балтимор, Филадельфия, Сиэтл, Вашингтон. В ореоле самых невероятных слухов группа вернулась в Лос-Анджелес.
Слухи слухами, слава славой, а контракт есть контракт - компания «Atlantic» требовала новый альбом, предварительные заказы на который перевалили уже за 500 тысяч. Нужно было из фонограмм и частей различных композиций, записанных урывками между концертами, сделать нечто целое. В итоге барабаны и бас записали в Лондоне, вокал в Нью-Йорке, некоторые части записывали в Ванкувере, а затем вернулись в Нью-Йорк приводить все это в порядок. В конце августа запись была окончена и передана в тиражирование, а музыканты вернулись на родину. Успех на родине скорее напоминал отдаленные раскаты американского фурора - самих концертов было немного, зрителей и того меньше, но то были настоящие фэны. Поддерживать вышедший альбом отправились по традиции в Америку. Четвертый американский тур Led Zeppelin начался 17 октября концертом в нью-йоркском «Карнеги-Холле». Вышедший 22 октября альбом «Led Zeppelin II» вошел в чарты под 199 номером, через неделю поднявшись до 25 места. Весь следующий месяц он был на втором месте, подвинув ролингстоуновский «Let It Bleed», а 27 декабря вытеснил с первого места битловский «Abbey Road». Led Zeppelin были в восторге - еще бы, им удалось переплюнуть самих Битлз!
Непременным условием существования Led Zeppelin было сохранение самобытности, своего стиля. Они отказывались выпускать синглы, поскольку, по мнению Пейджа, группа не создавала ничего такого, что укладывалось бы в концепцию сингла. Они отказывались от выступлений на телевидении, поскольку, по мнению Гранта, трехминутные номера не представляют группу должным образом. Из-за этого музыканты, конечно, потеряли энные суммы денег, но зато приобрели ореол некоторой эксклюзивности, которая не могла надоесть зрителю.
Четвертый тур, как и все в этом мире, закончился. После концерта 8 ноября в Сан-Франциско группа, заехав на пару дней в Пуэрто-Рико отдохнуть, вернулась в Англию. Отдыхали, скупая недвижимость - все музыканты группы в кратчайшие сроки обзавелись собственными фермами и поместьями, а Джимми Пейдж купил Болескин-Хаус на берегу озера Лох-Несс. Это здание ранее принадлежало Алистеру Кроули - весьма одиозной фигуре - колдуну и мистику. Жизнь и идеи Кроули оказали заметное влияние не только на творчество Led Zeppelin, но и на другие группы. Таким образом Джимми воплотил свою тягу к оккультизму, которым интересовался с детства.
1970 год начался с первого тура по Англии. 9 января был дан концерт в «Королевском Альберт-Холле». И все было бы ничего, если бы в начале февраля Плант не попал в аварию. Оставшиеся концерты пришлось отменить.
К концу февраля Роберт поправился, и группа отправилась в Европу, в Копенгаген. Тут объявилась некая дама знатного происхождения с фамилией фон Цеппелин. Она устроила ряд скандалов, что группа-де позорит славную фамилию изобретателя дирижаблей, и что она не позволит им выступать под этим названием. Пришлось в срочном порядке что-то придумывать. Датские концерты группа отыграла под названием «The Nobs», что с английского жаргона на наш жаргон переводится как «яйца». Вы правильно поняли, о каких яйцах идет речь.
В Англию группа вернулась в середине марта 1970 года. В это время британская газета «Financial Times» написала большую статью о коммерческом успехе наших героев. Музыкантов она позабавила, а родителей Планта заставила осознать, что музыка тоже может приносить деньги. Неизвестно, сколько бы зарабатывал их сын, став финансистом (как того хотел Плант-старший), но будучи музыкантом, в финансовом плане он чувствовал себя ничуть не хуже. Отношения между близкими родственниками стали налаживаться.
Пятый тур в Америку начался с Ванкувера, Канада, и продолжился в Штатах - в Юте, Флориде, Техасе, Каролине. Вместо намеченного 21 концерта сыграли 29, а на тридцатом у Роберта Планта пропал голос, оставшиеся концерты пришлось отменить и отправиться домой.
Плант и Пейдж отправились в Уэльс, на хутор под названием «Bron-Y-Aur» писать новый материал для третьего альбома. 19 мая 1970 года с готовым материалом группа собралась в полном составе в специально снятом доме в Гемпшире, к которому подогнали передвижную звукозаписывающую студию. К середине июня пластинка была готова. Две предыдущие пластинки расходились по Англии многотысячными тиражами, а встреч с поклонниками было мало. Поэтому зеппелиновцы отменили несколько американских концертов, чтобы появиться 28 июля на английском фестивале в городе Бате в качестве хэдлайнеров. Остаток лета группа провела на гастролях в Германии и Америке.
Альбом «Led Zeppelin III» попал в руки меломанов 5 октября 1970 года. Журналисты отреагировали на альбом весьма прохладно. Но первое место в списке «Лучшая британская группа», которое до этого 8 лет подряд занимали Битлз, и титул «платинового» диска практически во всех странах, где альбом был издан, давали поводы для оптимизма.
К записи четвертого альбома приступили в лондонской «Island Studio», а потом вернулись в тот же самый дом в Гемпшире, куда привезли передвижную студию. Начали запись со «Stairway To Heaven» («Лестница в небо»). По мере работы над музыкальной частью становилось понятно, что композиция получится чем-то из ряда вон выходящим, а Роберт Плант схватил карандаш и стал писать слова. Примерно? легендарного текста было написано тут же, на репетиции.
К концу января 1971 года работа над музыкой была в основном закончена. Голос и гитарные соло отправились писать в Лондон. К февралю все дорожки были записаны, и можно было приступить к сведению. Для этого нужно было ехать в Америку. Но очередные инсинуации в английской прессе вынудили группу отправиться сначала в небольшой тур по британским и ирландским клубам и университетам.
В конце апреля 71-го Джимми вылетел в Америку на сведение записей. После нескольких недель работы в Лос-Анджелесе Пейдж привез ленты в Лондон, но первое же прослушивание показало, что результат весьма далек от желаемого. Недели работы пошли насмарку. Потом пропала лента с записью одной песни. Обстановка накалялась, но качество было главным. Все верили, что «Led Zeppelin IV» завоюет мир!
К лету 1971 года запись была полностью готова. Дело было за малым - обложка. После долгих дебатов решили сделать обложку без единой надписи. Только по имени продюсера, Джимми Пейджа, на внутреннем конверте можно было догадаться, что пластинка имеет нечто общее с Led Zeppelin. Руководство студии «Атлантик» было категорически против этого. Но зеппелиновцы, как говорится, уперлись рогом, и компании пришлось уступить. Здесь впервые появились индивидуальные символы каждого участника группы: плантовское перо в круге; джонсоновское нечто, похожее на трехлопастный пропеллер тоже в круге; три бонэмовские пересекающиеся окружности и пейджевское «zoso».
8 ноября 1971 года «Led Zeppelin IV» вышел в свет. Только предварительных заказов хватило на статус «золотого», каковой они и получили 16 ноября. Второй за год британский тур совпал с выходом пластинки и продолжался 2 недели. Затем группа отправилась в Европу. Не обошлось без приключений: темпераментные миланские блюстители порядка в качестве превентивной меры атаковали толпу слезоточивым газом. В результате музыкантам пришлось спасаться в медсанчасти, бросив на произвол судьбы аппаратуру. Аппаратура этого не пережила. Но гастроли продолжались: Канада, Штаты, Австралия, Япония.
В 1972 году началось планирование следующей пластинки «Houses of the Holy», и группа получила небольшой перерыв в гастролях. 14 февраля их уже ждал Сингапур. Но местное правительство, в раже борьбы с «тлетворным влиянием Запада», просто-напросто запретило въезд группе в страну! Пришлось начинать гастроли с Австралии и Новой Зеландии. 16 февраля в Перте на концерте Led Zeppelin присутствовало 5% населения Австралии! На последнем концерте в Сиднее 10 марта группа собрала 26тысячный стадион. На обратном пути в Лондон они заехали в Индию ознакомиться с музыкальным наследием страны, что в дальнейшем нашло свое отражение в работах группы.
В мае 1972 года Led Zeppelin приступили к записи пластинки. На сей раз передвижная студия «Rolling Stones Mobile» переместилась туда, где ей и стоило находиться - к дому Мика Джаггера. Записи проходили содержательно и интересно, работа в студии перемежалась веселыми выходками, но в целом самой работой все были довольны. К сожалению, результаты оказались далеки от желаемых. Вернувшись в Лондон и прослушав записи, музыканты поняли, что звуком они не довольны. На переделки и работу над обложкой ушел почти год.
21 июня концертом в Денвере, Колорадо начался очередной американский тур. Во время этого тура Пейджу и Планту посчастливилось встретиться с Элвисом Пресли.
В финансовом плане тур был очень успешным, однако медийного успеха Led Zeppelin так и не добились. Японский и английский тур прошли как обычно - билеты раскупались с неимоверной скоростью и зрители неизменно приходили в восторг. Тем не менее, 1972 год оказался первым в истории группы годом без нового альбома.
К началу 1973 года пятую часть общего тиража пластинок, выпускаемых корпорацией «Атлантик», составляли диски Led Zeppelin.
В январе группа выступала в Англии, на февраль был намечен отдых, в марте Led Zeppelin отправились в Европу, а летом их снова ждали в Штатах. Во время европейского тура к группе присоединился новый пресс-агент - Дани Гольдберг. 28 марта 1973 года наконец-то вышел альбом «Houses of the Holy». За несколько дней до начала американского тура диск поднялся на первое место американского чарта.
Американские гастроли 1973 года поражали размахом. Было намечено выступить в 33 городах, и впервые на своих концертах Led Zeppelin использовали техника для световых шоу и всяких эффектов. Обслуживающий персонал составил 30 человек, а для перевозки всего этого был нанят авиалайнер.
Практически в каждом городе, где выступили в этот раз зеппелиновцы, были побиты рекорды посещаемости и кассовых сборов подобных шоу. Закончились эти гастроли в Нью-Йорке двумя грандиозными концертами в «Madison Square Garden» 27 и 28 июля 1973 года. Тремя годами позже вышел в свет фильм «Song Remain the Same», с материалом, отснятым на этих концертах.
В сентябре 1973 года Роберт Плант был назван читателями журнала «Melody Maker»лучшим певцом мира. В конце года, подведя итоги, Грант сообщил всем заинтересованным лицам, что годовой доход от гастролей составил 30 миллионов долларов.
В 1973 году заканчивался контракт с «Атлантик». В новый контракт можно было вносить новые условия. В январе 1974 года на пресс-конференции было объявлено, что Led Zeppelin в рамках корпорации «Атлантик» открыли собственный лейбл «Swan Song». Первыми на этом лейбле записывались Мэгги Белл, Рой Харпер, группы «Bad Company» и «Pretty Things». Деятельность нового лейбла оказалась весьма успешной - первый же альбом «Bad Company» попал на первое место американского чарта.
Сами зеппелиновцы не сидели без дела. Еще в ноябре 1973 года музыканты начали записывать новый, двойной альбом, «Physical Graffity», но из-за болезни Джона Пола Джонса пришлось работу перенести на февраль 1974. Закончилась работа над альбомом к июлю 1974. Очередные «муки творчества» с обложкой не позволили выпустить альбом раньше 1975 года. В целом 1974 год прошел без ярких событий - все были заняты своими делами или делами нового лейбла. Джимми в этот год написал музыку к фильму Кеннета Эггера «Lucifer"s Rising». В начале 1975 года после нескольких концертов в Бельгии и Голландии Led Zeppelin снова улетели в Америку. Тур должен был проходить с 16 января до 27 марта. Измученная почти двухлетним безальбомным ожиданием публика вызывала аншлаги, снова побивая рекорды продаж.
Поступивший 24 февраля 1975 года на прилавки магазинов «Physical Graffity» только по предварительным заявкам был выпущен тиражом 15 миллионов копий и тут же возглавил американский чарт. Продавался он с фантастической скоростью - кто-то подсчитал, что лишь в одном из нью-йоркских магазинов в час «уходило» по 300 копий! На этой волне все 5 предыдущих альбомов группы попали в список 200 самых продаваемых альбомов в США.
Размах этих американских гастролей был еще внушительнее, чем в 1973 году - аппаратуры стало значительно больше. Но музыкантов преследовали неприятности медицинского характера - Пейдж сломал мизинец, и часть соло пришлось сократить. Плант простудился. Но в целом тур прошел успешно. Наконец-то в этом году на родине музыкантов встречали как героев. Спрос на концерты был такой, что пришлось в одном только лондонском «Earls Court» провести вместо одного аж три концерта! Министерство транспорта было вынуждено организовать специальные поезда в Лондон.
Тем временем политика вмешалась в дела, к оной не имеющие никакого отношения. Стоявшие в то время у английского руля лейбористы приняли совершенно драконовские законы по налогообложению и Led Zeppelin пришлось стать «налоговыми изгнанниками», чтобы не остаться без штанов. Теперь их безболезненное пребывание на родине ограничивалось полутора месяцами. Каждый день в Англии был на счету.
В июле 1975 года Пейдж и Плант с семьями отправились на Родос отдыхать. 3 августа Пейдж отправился на Сицилию, где вроде бы был выставлен на продажу дом Алистера Кроули. 4 августа Плант ехал с семьей на машине, за рулем была его жена Морин. На узкой дороге машину занесло, Морин не справилась с управлением, и автомобиль покатился под откос и ударился об дерево. Больше всех пострадала Морин, Робертбыл весь в гипсе. Из-за этого пришлось отменить туры по Южной Америке и Азии, а также чрезвычайно выгодный очередной североамериканский тур. Музыканты решили тем временем поработать над новым альбомом в Лос-Анджелесе.
Август вообще оказался слишком урожайным на травмы - Джонс поломал руку и снял гипс только осенью. Так что вся группа собралась в Лос-Анджелесе только к концу октября. Репетировать начали в одной голливудской студии, но налоговые проблемы «достали» и здесь, поэтому пришлось срочно менять дислокацию - Led Zeppelin улетели в Мюнхен, который стал «землей обетованной» для многих известных музыкантов того времени.
Студия «Music Land» пользовалась огромным спросом, поэтому на запись альбома «Presence» в ноябре 1975 года удалось получить только 18 дней. Изначально группе смогли предоставить чуть больше двух недель - 16 дней. Но Роберт был слаб настолько, что от долгой работы однажды даже упал в обморок прямо в студии. Сразу после Led Zeppelin студию должны были занять Rolling Stones. Джимми позвонил Джэггеру, попросил его отложить запись на два дня, и Джэггер согласился. Этих 18 дней, как ни удивительно, хватило на то, чтобы записать весь альбом, полностью! Какой ценой - это уже другой вопрос.
1976 год нельзя назвать неудачным - группа выпустила два альбома и фильм. Но автокатастрофа, в которую попал Плант и его семья, что-то оборвали в Роберте- не было в нем больше той уверенности в способности завоевать мир. Кроме проблем морально-психического характера существовали проблемы внешние: появилось много подражателей, во-первых, и, во-вторых, набирал силу панк, новое и не менее энергичное направление рок-музыки.
Планы группы на 1976 год были составлены с учетом предоставления времени Плантудля восстановления. В январе, спасаясь от британских налоговых стервятников, Led Zeppelin отправились в Америку. 31 марта вышел альбом «Presence», который, также как и предыдущий, только по количеству предварительных заявок попал в разряд «платиновых». Критики снова холодно отреагировали на этот альбом, и тираж начал катастрофически падать. К осени наконец-то закончили работать над фильмом «Song Remains the Same». 21 октября в Нью-Йорке прошла премьера фильма, и одновременно вышел альбом с саундтреком к этому фильму.
Снова музыкальные критики разносили Led Zeppelin в пух и прах, но на этот раз объектом повествования стал моральный облик музыкантов. Из-за конфликта с Питером Грантом был уволен Дани Голдберг, бывший на тот момент уже не пресс-агентом, а директором американской «Swan Song». В мае 1976 года погиб бывший коллега Джимми Пейджа по Yardbirds, вокалист Кейт Рельф, что для Джимми стало сильным ударом. В общем, к концу 1976 года стало понятно, что надо что-то делать - выходить из кризиса и показать всем, что Led Zeppelin не только живы, но и на многое способны.
На 1977 год были запланированы одиннадцатые гастроли по Америке: 51 концерт в 30 городах. Начало было намечено на март. Весь февраль ушел на подготовку и отправку аппаратуры в Америку. Но за несколько дней до начала у Планта воспалились гланды, и тур пришлось отложить на месяц. В этот бездеятельный месяц обострились проблемы наркотиков - Грант даже развелся с женой, а Пейджу временами приходилось играть сидя - организм не выдерживал. Несмотря на множество скандалов, тур проходил успешно. Снова были побиты некоторые рекорды посещаемости и сборов. В начале мая был сделан перерыв - группа прилетела в Англию на вручение им премии Ivor Novello «за вклад в британскую музыку».
В июне Led Zeppelin продолжили выступления в Штатах, привлекая сотни тысяч зрителей и собирая миллионы долларов. Но кончились эти гастроли внезапно и трагично: в конце июля позвонила жена Планта и сообщила, что их сын Карак умер. Роберт срочно вылетел в Англию, а оставшиеся концерты пришлось отменить. Следом за Плантомв Великобританию вернулась вся группа.
На этом неприятности не закончились. В августе умер Элвис Пресли, к которому группа питала особые чувства, а через месяц, в сентябре, чуть не погиб Бонэм, не справившись с управлением собственного автомобиля. Конец 1977 года - начало 1978 участники группы провели порознь. Лишь в мае 1978 снова в полном составе принялись составлять новый план действий. К осуществлению этих планов удалось приступить только в ноябре 1978, когда Led Zeppelin снова собрались в Лондоне для репетиций нового альбома «In Through the Out Door», запись которого была намечена на конец года. Запись состоялась в Швеции, в «Polar Studio» группы ABBA. К Рождеству запись была закончена, и из Стокгольма группа вернулась в Англию. В феврале 1979 снова пришлось ехать в Швецию для сведения альбома.
В первую субботу августа 1979 года Led Zeppelin появились на ежегодном рок-фестивале в Небуорте. Первое за 4 года выступление в Англии прошло великолепно.
15 августа 1979 вышел альбом «In Through the Out Door». У альбома был оригинальный конверт, получивший «Грэмми», но главное - новый автор музыки Джон Пол Джонс. Успех был невероятным: всю вторую половину года альбом не покидал британские чарты. Группа была признана «группой №1» в Англии, Led Zeppelin дали лучший концерт, Роберт Плант стал лучшим певцом года, Джимми Пейдж - лучшим гитаристом, последний альбом был признан лучшим альбомом года. Кроме того, им достались титулы лучших продюсеров и аранжировщиков года. Наконец-то, через десять лет существования, группа получила то признание на родине, к которому так давно стремилась.
На 1980 год наметили тур по Европе. 17 июня 1980 года тур начался концертом в Дортмунде. Следующими на очереди были Швейцария и Австрия. А 27 июня в Нюрнберге Бонэм во время концерта потерял сознание. Официальная версия гласила: переутомление. Последним концертом этого тура стало шоу на крытом стадионе «Eissporthalle» в Западном Берлине 7 июля. Через два месяца после европейского тура приступили к репетициями очередного американского, в связи с чем 24 сентября на бывшей мельнице в графстве Виндзор Led Zeppelin собрались в полном составе.
Бонэм всегда был склонен к употреблению спиртного, но гордился тем, что за 12 лет работы ни разу никого не подвел - всегда вовремя приходил на репетиции и концерты и работал в полную силу. На этой репетиции он себя не слишком ограничивал. В конечном итоге администратору Рексу Кингу пришлось утащить Бонзо в спальню. Наутро Джон Бонэм был найден мертвым...
4 декабря 1980 года в печати появилось официальное заявление Led Zeppelin: «Потеря нашего дорогого друга и глубокое чувство гармонии, которую мы все ощущаем, привело нас к решению, что в прежнем виде мы существовать не можем».
На этом группа Led Zeppelin прекратила свое существование. Нам осталась только музыка. После окончания существования группы увидел свет альбом «Coda» с неизданными ранее работами группы и ее отдельных представителей. В начале девяностых, на волне всеобщего помешательства, вышли несколько «собраний сочинений» - все то, что было выпущено ранее.
Оставшиеся три участника группы живы до сих пор, некоторые поют, другие играют, но это уже три совсем другие истории.