Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) Принципы реформирования пенсионной системы

Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, предлагающий установить дополнительную социальную доплату к пенсиям в размере, превышающем 6200 рублей, в результате чего средний размер пенсии в Москве может вырасти почти до 35 000 рублей, а в регионах превысить 15 000 рублей.

Проект закона «О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предложил депутат от фракции КПРФ Валерий Рашкин. В понедельник, 2 апреля, документ зарегистрирован и направлен председателю Госдумы, следует из информации, размещенной в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

Статья 1 предложенного закона устанавливает, что с 1 января 2019 года общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера, проживающего на территории России, не может быть меньше 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по соответствующему субъекту Федерации.

В настоящее время, уточняется в пояснительной записке к законопроекту, соотношение среднего размера пенсий к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников составляет 33,81%. То есть неработающие пенсионеры имеют доход, не превышающий одной трети средней зарплаты по стране.

По данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в стране составил, по состоянию на 1 октября 2017 года, 12 961,4 рубля, притом, что средняя заработная плата в стране равнялась 38 332,6 рубля.

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что такая пенсия едва позволяет тем, кто ее получает, удовлетворять свои жизненные потребности. И приводятся данные о том, что в развитых странах отношение средней пенсии к средней зарплате доходит до 70%.

Авторы законопроекта напомнили, что на 1 января 2017 года в России насчитывалось 43 177 000 пенсионеров. И проведенная с 1 января 2018 года индексация пенсий по старости для неработающих пенсионеров на 3,7% «является явно недостаточной» даже с учетом того, что рост потребительских цен в 2017 году составил 2,5%.

«В целях оказания действенной социальной помощи пенсионерам, проектом закона устанавливается дополнительная федеральная социальная доплата к пенсиям», - отмечается в пояснительной записке. Доплату предложено ввести с 1 января 2019 года и рассчитываться исходя из среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в соответствующем субъекте страны.

Если законопроект будет принят, то уже с 1 января 2019 года размер средней пенсии в России вырастет на 47,9% и достигнет 19 166,3 рубля в месяц. При этом в Москве средняя пенсия составит 34 923,3 рубля, в Санкт-Петербурге - 26 937 рублей, в Краснодарском крае - 15 188,3 рубля.

«В дальнейшем необходимо будет увеличивать размер доплаты с тем, чтобы довести материальное обеспечение пенсионера до 60-70% среднемесячного заработка по субъекту РФ - что будет соответствовать мировой практике», - говорится в законопроекте.

Расходы на доплаты к пенсиям предложено финансировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда России.

В правительстве скептически отнеслись к законодательной инициативе депутатов. «Правительством Российской Федерации проект федерального закона не поддерживается», - говорится в заключении кабинета министров на законопроект, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько.

В правительстве привели собственные расчеты, по которым номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2019 году составит 44 783 рубля, а среднегодовой размер пенсии - 14 334 рубля. То есть средний размер доплаты при реализации законопроекта может достичь 8 058 рублей. Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета составят почти 3,9 трлн рублей, или 45% от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда России. А предложенный законопроект «не содержит нормы, определяющей источник и порядок финансирования этих расходов».

Пенсии и индексации

Cтраховые пенсии по старости у неработающих пенсионеров были проиндексированы в России на 3,7% с 1 января 2018 года. Это оказалось выше уровня инфляции, который в 2017 году составил 2,5%.

В среднем пенсии по старости выросли более чем на 500 рублей: с 13 800 рублей в 2017 году до 14 329 рублей в 2018-м. Это повышение пенсий затронуло почти 40 млн неработающих пенсионеров. Всего на индексацию страховых пенсий из бюджета выделено около 200 млрд рублей.

Позднее, с 1 февраля, в стране были проиндексированы на 2,5% ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам. На это в бюджете было запланировано 450,6 млрд рублей. В результате ежемесячные выплаты инвалидам войны составили 5180,46 рубля, участникам Великой Отечественной войны - 3885,33 рубля, блокадникам Ленинграда - 2850,26 рубля.

Чтобы средний размер социальной пенсии вырос на 2,9% и достиг 9062 рублей, из бюджета будет выделено 9,6 млрд рублей

С 1 апреля 2018 года была проведена индексация социальных пенсий. «Утвердить коэффициент индексации с 1 апреля 2018 года социальных пенсий в размере 1,029», - говорилось в постановлении, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым, и размещенном на сайте кабинета министров в четверг, 22 марта.

На эту индексацию, затрагивающую около 4 млн человек было направлено около 10 млрд рублей.

Пенсии работающих пенсионеров в России в 2018 году индексироваться не будут.

Всего на пенсии в бюджете 2018 году предусмотрено выделение 3,232 трлн рублей.

В 2019-2020 годах году будут значительные перемены в отношении пенсионного законодательства. Правительство подготовило ряд поправок, которые будут направлены в основном на оптимизацию пенсионных отчислений инвалидам различных категорий.

Будет ли повышение пенсий инвалидам 1 января 2020?

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день только 20 процентов людей с ограниченными возможностями могут обеспечивать себя, зарабатывая самостоятельно. Остальные зависят от социальных доходов. В связи с этим вопрос пенсии в 2020 году остается одним из самых острых.

С января страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличатся на уровень инфляции за 2019 год – ориентировочно на 3,7%. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты в 2020 году составит 13 857 рублей. Вместе со страховой пенсией до 5 123,35 рублей вырастет и размер фиксированной выплаты к ней, а также стоимость пенсионного балла – до 81,49 рубль (в 2019 году – 78,58 рублей). Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля будут повышены как работающим так и неработающим пенсионерам на 4,1%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии составит 9 103 рубля. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы составит 12 577 рублей. С 1 января размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которую получают федеральные льготники, будут проиндексированы на 4,1%. У пенсионеров, которые работали в 2019 году, в марте 2020 года вырастут страховые пенсии. Максимальная прибавка – денежный эквивалент трех пенсионных баллов

Как меняли пенсии последние 5 лет?

Пенсия инвалидам начисляется на основе установленной группы инвалидности, таким образом существует возможность увеличивать пенсии тем категориям граждан, у которых группа инвалидности выше необходимой степени ограничения трудоспособности.

Существует 2 вида выплат пенсий по инвалидности:

  • социальная пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по инвалидности.

Фиксированный базовый размер пенсии по инвалидности на территории РФ был введен в 2012 году, и он соответствует размеру базовых частей трудовой пенсии. В зависимости от доходов Пенсионного Фонда и от роста в стране средней зарплаты, правительство Российской Федерации принимает постановления о проведении индексации фиксированного размера пенсии.

С 2016 года размеры средней пенсии для российских пенсионеров составляют:

  • по старости - 13045 рублей;
  • по потере кормильца - 8992 рублей;
  • по инвалидности - 8553 рублей.

Повышение пенсии по инвалидности было проведено 1 апреля 2016 года, их повысили на 4%, также на 7 % повысились социальные выплаты (ДЕМО, НСУ, ЕДВ). Прибавка к пенсии по инвалидности составила:

  • для инвалидов I группы - 380 рублей;
  • для инвалидов II группы - 190 рублей;
  • для инвалидов III группы - 160 рублей;
  • для детей-инвалидов - 450 рублей.

Социальная пенсия инвалидам назначается в том случае, если гражданин относится к одной из следующих категорий: дети-инвалиды, инвалиды детства, престарелые лица (женщины 60 лет и мужнины 65 лет), инвалиды (I, II и III) групп, которые еще не застраховались в системе единого пенсионного страхования и не выработали требуемый трудовой стаж, дающий право получения трудовой пенсии по инвалидности либо по старости.

Правом получения социальной пенсии обладают и граждане из числа малочисленных народов Севера, которые достигли требуемого возраста (для женщин — 50 лет, мужчин — 55 лет). На социальную пенсию еще могут претендовать дети, потерявшие одного из родителей или дети-сироты, которые в системе пенсионного страхования были не застрахованы и еще не приобрели право на получение трудовой пенсии (в силу данного обстоятельства) по случаю потери кормильца. Если гражданин до января 2011 года был признан инвалидом, тогда размер пенсии устанавливается без дополнительного его освидетельствования и ему будет предоставлен выбор наиболее выгодного варианта для начисления размера пенсии.

Трудовая пенсия инвалидам может быть назначена только лишь тогда, если имеется хотя бы 1 день страхового стажа. Когда у инвалида стаж такой отсутствует, то назначается выплата социальной пенсии. Инвалидам III группы пенсия рассчитывается с учетом всего выработанного стажа, который был до 2002 года. Если инвалидность была назначена раньше этого срока, то устанавливают максимальный стажевый коэффициент равный 0,3.

На перерасчет пенсии гражданин может претендовать, если у него изменилась группа инвалидности:

  • была установлена более высокая группа инвалидности, новый размер пенсии выплачивается со дня вынесения соответствующего решения уполномоченным органом государственной службы медико-социальной экспертизы;
  • была установлена более низкая группа инвалидности, пенсия выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, по который устанавливалась предыдущая группа инвалидности.

По данным личного пенсионного дела каждого инвалида производится перерасчет размера пенсии по инвалидности. Для этого необходимо в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ по месту жительства предоставить дополнительные необходимые документы по итогам стажа.

Какое было последнее повышение пенсий инвалидам?

В 2019 году было незначительное повышение пенсии инвалидам. Инвалиды первой группы и инвалиды с детства 2 группы получили больше на 412 рублей. Инвалиды 2 группы на 206 рублей. Пенсия инвалидов 3 группы увеличилась на 175 рублей. Инвалиды с детства 1 группы и дети инвалиды получат на 495 рублей больше. Не стоит также забывать, что инвалидам полагается еще и Ежемесячная Денежная Выплата или ЕДВ, размер ЕДВ зависит от группы инвалидности, а также от того монетизирован ли соцпакет или он в натуральном виде, то есть в виде льгот (бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения). Данная выплата также ежегодно индексируется.

Насколько проиндексируют пенсии инвалидам в 2020 году

Сегодня экономика нашей страны из-за мирового кризиса переживает непростые времена, что негативно отражается на бюджете России. Санкции, снижение цен на нефтяном рынке, негативно сказываются на экономике и ее стабильности. Чтобы преодолеть последствия кризиса, власти вынуждены были предпринять ряд непопулярных мер, снизив размер выплат специалистам в бюджетной сфере, отказаться от проведения индексации, служившей основной мерой, позволявшей ежегодно увеличивать размер пенсионных выплат. Это стало причиной недовольства многих пенсионеров.

Однако уже в 2020 году инвалиды, получающие пенсионное обеспечение, смогут рассчитывать на повышение размера выплат за счет проведения индексации. Размер индексации будет соответствовать уровню инфляции, заложенному в бюджет на следующий год на уровне 5 процентов. Индексация позволит повысить размер получаемой пенсии в среднем на 200-300 рублей.

В Госдуму внесён законопроект, устанавливающий дополнительную социальную доплату к пенсиям. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

В случае принятия законопроекта с 1 января 2019 года размер средней пенсии в России будет составлять 19 166,3 руб. в месяц, то есть она вырастет на 47,9%. По регионам размер будет варьироваться в зависимости от зафиксированной среднемесячной заработной платы. Например, в Москве средняя пенсия может составить 34 923,3 руб., в Санкт-Петербурге 26 937 руб., в Краснодарском крае - 15 188,3 руб.

Это позволит существенно улучшить социальное положение пенсионеров. В дальнейшем необходимо будет увеличивать размер доплаты с тем, чтобы довести материальное обеспечение пенсионера до 60-70% среднемесячного заработка по региону, что будет соответствовать мировой практике, отмечают авторы документа.

Дополнительная федеральная социальная доплата к пенсиям рассчитывается исходя из среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в соответствующем субъекте РФ. Такой критерий расчёта представляется более эффективным и более справедливым. Предполагается, что доплата к пенсии в 2019 году устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения в месяц (включающая пенсионные и иные выплаты) не достигает 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по соответствующему региону.

В настоящее время среднемесячная номинальная начисленная заработная плата фиксируется органами статистики. Для целей установления доплат к пенсиям порядок её исчисления, согласно законопроекту, будет определяться Правительством РФ. При изменении размера среднемесячной заработной платы будет производиться соответствующее изменение размера федеральной доплаты к пенсии.

Финансовое обеспечение расходов на выплату дополнительной федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной проектом федерального закона, предлагается осуществлять за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ в соответствии с бюджетным законодательством. Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что соответствующие расходы должны быть включены в федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда РФ на 2019 год.

  • Ранее в России на 2,9 процента проиндексировали социальные пенсии и зависящие от неё выплаты. Повышение коснётся 3,9 миллиона пенсионеров, в том числе 3,1 миллиона россиян, получающих социальные пенсии. Повышенные выплаты получат, в частности, дети-инвалиды, дети-сироты, причисленные к малочисленным народам Севера пенсионеры.
  • Также сообщалось, что проживающие в Подмосковье пенсионеры старше 70 лет впервые единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей. Отмечается, что выплата по достижении 70-летия не будет сказываться на других формах материальной поддержки.
  • Кроме того, Правительство России поправки в бюджет для индексации пенсий выше инфляции. В частности, речь идёт о подготовке предложений в бюджет на 2019-2021 гг., которые предусмотрят озвученный Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию рост пенсий выше инфляции.

Кому повысят пенсии с 1 апреля 2018

С 1 апреля 2018 года в России будет повышен размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий, на 2,9%.

По информации Минтруда РФ, именно настолько вырос прожиточный минимум пенсионера в стране за предыдущий год: в 2016-м он составлял 8081 рубль, в 2017-м — 8315 рублей.

Индексация коснется почти 3,9 миллиона пенсионеров, из которых около 3,1 миллиона человек — получатели социальных пенсий.

Социальную пенсию имеют право получать неработающие пенсионеры в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды, дети до 18 лет, потерявшие кормильца и малочисленные народы Севера в возрасте 55 (для мужчин) и 50 лет (для женщин).

Рассчитывать на увеличение пенсии с 1 апреля также могут дети, чьи родители неизвестны; члены семей умерших военнослужащих, признанных нетрудоспособными; граждане, пострадавшие от военной службы, радиации и других катастроф; инвалиды; лица нетрудоспособного возраста, в том числе пенсионеры по возрасту, которые не заработали достаточно стажа; участники ВОВ; граждане, пережившие блокаду Ленинграда.

Средний размер социальной пенсии увеличится на 255 рублей и составит 9062 рублей. Средний размер пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы станет больше на 378 и 382 рубля и после повышения составит 13 410 и 13 556 рублей соответственно.

Повышение трудовых пенсий в 2018 году

Пенсии неработающим гражданам России повысят с 1 января 2018 года на 3,7%. Такие цифры указаны в основных параметрах бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР) на следующий год. Цена пенсионного балла поднимется с 1 января 2018 года с 78,58 рубля до 81,57 рубля. Новый размер пенсий закреплен также на плановый период 2019–2020 годов. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости увеличится к 2020 году до 14,9 тысячи рублей против 13,2 тысячи рублей в 2016 году или в 1,13 раза. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличится к 2020 году до 15,5 тысячи рублей.

Повышение социальных пенсий в 2018 году

По данным ПФР, среднегодовой размер социальной пенсии в 2018 году составит 8,854 тысячи рублей, в 2019 году - 9,476 тысячи рублей. Социальная пенсия увеличится с 1 апреля на 4,1%, в 2019 году - на 3,9%, в 2020 году - 3,6%. Соцвыплаты проиндексируют на 4%.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

Пенсионерам, продолжающим свою трудовую деятельность не стоит ждать прибавки к своим пенсиям и в 2018 году. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев. Чтобы возобновить индексацию пенсий и получать ее в актуальном размере пенсионер должен закончить трудиться или трудиться неофициально.

Лучше, чем в прошлом году

По сути, какие-либо изменения порядка индексации коснутся лишь неработающих пенсионеров. В прошлом году в целях экономии, как мы помним, индексация была проведена лишь на треть от установленного правительством уровня роста цен: вместо повышения почти на 13%, пенсии выросли лишь на 4%. В качестве компенсации старикам в начале года выплатили еще по 5 тыс. рублей единовременной помощи. Правда, возместить указанные средства могут лишь моральный ущерб – финансовые потери в будущем оцениваются куда более серьезно, чем в 5 тыс. рублей.

Поэтому нельзя исключать тот факт, что обещанное в будущем году повышение на 0,5 процентных пункта выше уровня роста цен, вводится в качестве частичного покрытия указанных потерь. Хотя размер такой «полупроцентной подачки» и 8,9 процентных пункта недоиндексации в 2016 году, конечно, несравнимы, в Минфине уверены, что все потери стариков «практически компенсированы». Впрочем, есть и ряд других очевидных причин, которыми обусловлено желание чиновников повысить выплаты выше инфляции. В частности, рост доходов Пенсионного фонда, на который и ссылаются в правительстве – именно он стал аргументом, которым в кабмине обосновали необходимость проведения индексаций на уровень выше, да еще и на месяц раньше.

К тому же нельзя забывать, что пенсионеры – это наиболее активный электорат, а на носу – президентская предвыборная кампания. И хотя такое повышение представляется весьма скудным, как для «предвыборной подачки», внимание общественности и СМИ оно привлекло. Так что как для начала неплохо. Обратим внимание, что средства, необходимые для такой не только «щедрой», но досрочной индексации, уже были заложены в проект федерального бюджета ранее.

А вот как это было подано общественности – совершенно другой вопрос. Мало того что «дополнительный доход» ПФР предписано выплатить пенсионерам с самого начала года, а это на целый месяц раньше, так еще и сама выплата преподнесена в качестве меры, восстанавливающей социальную справедливость. Мол, в условиях падения доходов населения власти должны заботиться не только о номинальном, но и о реальном росте назначаемых выплат. Что представляет собой реальный рост пенсий в глазах кабмина?

На данный момент средняя пенсия по стране составляет 13,65 тыс. рублей. В случае повышения по уровню инфляции пенсия вырастет до 14,09 тыс. рублей, при повышении, опережающем уровень инфляции – 14,16 тыс. рублей. Получается, что реальный рост пенсий составит, грубо говоря, в среднем 70 рублей. Для тех, у кого пенсия ниже средней, прибавка, соответственно, также будет ниже.

В 2018 году пенсии повысят 3 раза

«Повышение уровня материального обеспечения» для стариков на будущие 2 года заложено и в прогнозе, созданном аналитиками Минэкономразвития. Впрочем, эта формулировка не меняется в макроэкономическом прогнозе чиновников много лет, что ровным счетом ничего не меняет. Обратимся, в частности, к официальной статистике прошлых лет.

Как говорят нам отчеты Росстата, в 2014 году реальные пенсии стариков, с поправкой на официальный уровень инфляции, выросли на 1%. В 2015-16 годах роста уже не было – падение реальных выплат совокупно составило 7,5%. Едва ли такое падение свидетельствует о повышение уровня благосостояния. Интересно, что ранее Минэкономразвития прогнозировало более высокий уровень инфляции, чем закладывает Минфин. На текущий год они закладывали, около 5%, на будущий – 4,5%, а на 2019 год – около 4%. Уже сегодня видно, что их прогнозам не суждено сбыться. Тем не менее независимо от того, какие цифры будут в реальности, государственная социальная политика строится именно на этих прогнозах.

И если речь идет о повышении благосостояния пенсионеров, а социальная политика, как декларируют в правительстве, строится на опережающих бедность принципах, то за будущие 2 года пенсию должны индексировать не менее чем на 15%. Что касается ожидаемой индексации в 3,7%, то относительно нее эксперты едины во мнении: она сможет покрыть лишь рост цен на товары и услуги, которые в конкретном году внесены в потребительскую корзину. Каким-либо образом покрыть реальную инфляцию прибавка не позволит.

Дело в том, что даже до минимума сокращенные потребности стариков в реальности оказываются куда более шире, чем считают чиновники. Помимо заложенных в минимум социально важных продуктов и коммунальных услуг, старики тратят деньги на лечение, медикаменты, приобретение дешевой одежды и т.д. Их положение при этом продолжает ухудшаться. Что интересно, даже ориентируясь на повышение уровня материального обеспечения пенсионеров, в своем плановом прогнозе до 2020 года Минэкономразвития уже заложило сокращение пенсий – совокупно на 2%.

А ведь индексация предполагается лишь для неработающих стариков – те, кто работают, предположительно обеспечивают себя самостоятельно. К тому же в августе им тоже будет повышение. Но такой подход эксперты пенсионного рынка считают не просто ошибочным, но и дискриминационным: большинство пенсионеров получает ничтожный трудовой доход, который также не способен покрыть рост цен.

При этом они лишены индексации, что является социальной несправедливостью, кто в правительстве планировали восстановить. Объем средств, аккумулированных Пенсионным фондом, в 2017 году вырос. Это, по мнению аналитиков рынка, говорит лишь о том, что деньги у государства на более существенную индексацию есть. В силу ситуации, возникшей на протяжении последних нескольких лет, логично было бы компенсировать недоиндексацию прошлого года в 2018 году. Но таковой обязанности в правительстве на себя не берут. Хотя перед выборами бывает всякое.

Повышение пенсионного возраста в России с 2019 года принадлежит к числу наиболее острых и болезненных вопросов, стоящих перед российскими властями. Сложности, вызванные нехваткой денег для выплат и поддержания доходов российских пенсионеров на приемлемом уровне обусловлены множеством причин, где важнейшей выступает демографическая ситуация. Провал в поколениях, унаследованный российским обществом еще со времен второй мировой войны, проявится со всей остротой к 2030-2040 гг., когда на одного работающего будет приходиться 2-3 пенсионера. Эти обстоятельства ставят российское руководство перед необходимостью проведения реформ содержание которых стоит рассмотреть в деталях.

Пенсионная реформа 2019-2020: что изменится?

Летом 2017 г. к рассмотрению парламентариями Правительством РФ был представлен проект закона №489161-7, содержащий собой целую серию поправок к современному пенсионному законодательству. Основное содержание реформы сводится к увеличению возраста, когда россияне получат право уходить на официальную пенсию. Планы реформаторов представлены в приложении к законопроекту. В целом, изменение предполагает поэтапный рост официально утвержденного пенсионного возраста лиц мужского пола — на 5 лет к 2028 г.; женского — на 8 к 2034. Повысить минимальный возраст, необходимый работающим россиянам, чтобы начать получать выплаты, — планируется постепенно. С 65 лет выходить на пенсию будут мужчины, родившиеся в 1966 г. и позже.

Схема и график повышения возраста по годам


Графики поэтапного повышения пенсионного возраста до 2027 года

За и против: аргументы сторон

Среди аргументов, которые приводятся сторонниками реформирования пенсионной системы, существенное место занимает изменение средней продолжительности жизни россиян. Согласно данным государственных статистических служб, за последние 2 десятилетия наметилась устойчивая тенденция прироста длительности жизни. С конца 90-х этот показатель увеличился почти на 10 лет для мужчин и более, чем на 5 лет для женщин. Естественно, что потребности системы соцобеспечения существенно возрастают, а следом возрастает совокупный уровень расходов государственных и частных фондов, решающих задачу финансирования пенсий россиян.

Сторонники пенсионной реформы справедливо отмечают, что в текущих обстоятельствах на осуществление выплат пенсионерам денег будет не хватать и пенсионная система перестанет выполнять свои обязательства. Существует два сценария развития событий, где один предполагает вынужденное снижение выплат до размеров ниже прожиточного минимума, а второй предполагает сохранение высоких показателей размера выплат, но заканчивается полным исчерпанием всех фондов и последующей невозможностью платить вообще что-либо. При проведении реформ, их сторонники предполагают ежегодное повышение пенсионных выплат, начиная уже со следующего года.

Следуя аргументам сторонников реформирования законодательства, перемены в сроках выхода на пенсию для россиян позволит увеличить общие и средние размеры выплат. Запланированная индексация предполагает рост величины средней пенсии на тысячу рублей ежегодно с 2019 и до 2024 гг. Если на момент начала проведения реформ, средний размер выплат, полученных пенсионером на руки составлял около 14 тысяч рублей ежемесячно, то к 2024 г. эта сумма достигает 20 тысяч рублей в месяц. Кроме того, изменения позволят сохранить текущие параметры дефицита фондов, исключая всевозможные эксцессы в будущем. Здесь стоит сказать, что к реформе существует также множество претензий.

Кто выступает против проекта закона?

Последние новости с обнародованием законопроекта вызвали широкий общественный резонанс, а в ряде городов Российской Федерации, протесты вылились в организованные митинги и манифестации. Противниками реформирования пенсионного законодательства выступали оппозиционные парламентские партии и лидеры так называемой внесистемной оппозиции. Среди их аргументов, присутствующих среди возражений к проведению реформы, основным оказывается повышение пенсионного возраста до среднестатической продолжительности жизни. Согласно положениям реформы, пенсионный возраст мужчин к 2024 г. достигнет 65 лет, тогда как в среднем РФ в 2018 году мужчины жили лишь на пару месяцев дольше.

Здесь стоит отметить, что при наметившейся за последние годы тенденцию прироста среднестатистической продолжительности жизни, ее не следует считать устойчивой и неизменной. Провалы в положительной динамике и спады в продолжительности жизни уже встречались в начале 90-х и в ряде регионов наблюдаются к данному моменту. Проект реформы не имеет окончательной привязки к показателям прироста продолжительности жизни, а потому вполне реальной может оказаться ситуация, где пенсионный возраст превышает время жизни россиян. Конечно, данный аргумент не стоит полагать единственным из возражений, озвучиваемых противниками проведения реформы.

Нехватка денег для осуществления выплат пенсионерам может компенсироваться различными путями и в том числе снижением объемов хищений средств из государственных бюджетов, а также сокращением уровня нецелевого их расходования. Согласно данным счетной палаты, за прошлый год величина таких расходов приблизилась к 2 триллионам рублей, тогда как еще 3-4 года она едва ли превышала 600 миллиардов. Такие масштабы не только поражают своим размером, но и сопоставимы с общими потребностями пенсионных фондов и с легкостью могли бы перекрыть все недостачи в текущих или будущих расходах ПФР. Помимо этого, претензии высказываются и к целевым расходам действующей власти.

Расходы на олимпиаду, проведение футбольных состязаний, организация масштабного строительства мостов и стадионов также требует существенных средств, которые, однако, не проходят как нецелевые. Возможность перенаправления этих денег на покрытие выплат ПФР бесспорно существует, но спорным здесь является само решение отвязки пенсионных выплат от текущих заработных плат и их размера. Расходы на подобные проекты, как правило, оплачиваются средствами, полученными от реализации ископаемого топлива, а это рыночные величины, которые существенно меняются год от года. Любое падение цен на нефть в подобной ситуации может острому дефициту фондов и сделает выплату пенсий невозможной.

Одним из путей решения проблемы дефицита средств для выплат могло бы стать существенное повышения уровня оплаты труда. Текущий уровень зарплат в России заметно уступает европейским и по целому ряду отраслей уже стал ниже, чем в Китае. Не секрет, что именно с зарплаты происходит отчисление средств в частные и государственные фонды, а потому вполне естественно, что рост зарплаты приведет и к росту отчислений, однако эти даже меры не рассматриваются. Помимо данных фактор не лишним будет и упомянуть существование льготных категорий работающих россиян.

Льготы и льготные категории

При всех текущих и будущих проблемах финансирования пенсионных фондов, в России существует масса льготных категорий работающих, среди которых предостаточно не только 50-летних пенсионеров, но и людей, вышедших на пенсию задолго до своего пятидесятилетия. Речь здесь идет преимущественно о госслужащих, включая:

  1. Чиновников.
  2. Сотрудников МВД и ФСИН.
  3. Работников Крайнего Севера.
  4. Для учителей и медиков.

Стоит рассмотреть каждую из вышеупомянутых льготных категорий рабочих и служащих отдельно, с полной детализаций всех изменений, которые их коснутся.

Изменения в порядке начисления пенсии для госслужащих

Чиновники стали первыми среди россиян, кого затронуло действие реформы. Именно с госслужащих, еще с 1 января 2017 г., началось увеличение размера минимально необходимого стажа трудовой деятельности. Изменения рассчитанные на ближайшее десятилетие, завершатся ростом возраста выхода на пенсию для мужчин, состоящих на госслужбе, до 65 лет и для женщин — до 63 лет. Вместе с тем, будет расти и минимальный срок трудового стажа, требуемого чиновникам для выхода на пенсию. Так, если в 2017 году стать пенсионером мог чиновник, отработавший 16 лет, то в 2019 г. потребуется отработать уже 17 лет, в 2023 — 19, а к 2025 году минимальный трудовой стаж госслужащих составит 20 лет. Вместе с тем, размеры пенсии для чиновников варьируются в диапазоне от 45-80% заработной платы и зависят от их стажа.

Чем обернутся перемены для сотрудников МВД и ФСИН?

Работники правоохранительных органов обладают рядом льгот, связанных пенсионным обеспечением. К настоящему моменту эти льготы позволяют выходить на государственную пенсию “по выслуге”, достигнув 46 лет. Получить минимальную пенсию сотруднику министерства внутренних дел можно, отработав 12.5 лет в системе и обладая 25 годами совокупного стажа трудовой деятельности. Собственно же пенсионное обеспечение, назначаемое по выслуге лет, к настоящему моменту требует от служащего проработать в органах правопорядке 20 лет. Положения реформы предусматривают поэтапное увеличение этого срока до 25 лет. Существует также и проект закона, допускающий увеличение выслуги до 30 лет, но его на данный момент не рассматривают.

Изменения для работников Крайнего Севера

Текущее законодательство предполагает наличие существенных льгот для рабочих и служащих, ведущих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера. Реформирование пенсионного законодательства затрагивает и эти категории трудящихся. Повышение пенсионного возраста для работников Крайнего Севера затронет как мужчин, так и женщин. Завершающий этап реформы для лиц мужского пола приходится на 2028 г., когда их официальный пенсионный возраст достигнет 60 лет. Для женщин окончание реформ завершится лишь к 2034 г. с истовым параметром в 58 лет. Стоит отметить, что при всех текущих изменения, за данной категорией пенсионеров сохраняются существенные льготы по сравнению с другими категориями работающих россиян.

Что изменится для врачей и учителей?

К настоящему моменту для россиян, работающих в сфере образования и здравоохранения действует система льгот, позволяющих отправится на пенсию после 25 лет, отработанных врачом или учителем. Положения, вносимые с поправками к действующему пенсионному законодательству предполагают, что по окончанию реформы для работников данных категорий будет требоваться отработать минимум 30 лет по своей специальности. Повышение продолжительности специального трудового стажа будет проводиться поэтапно до 2026 года для мужчин и 2034 года для женщин. Это изменение не стоит полагать единственным из пунктов предложенной Правительством реформы. Также увеличится и срок, который отделяет дату получения специального трудового стажа от дня выхода на пенсию. Этот срок уже в 2019 году составит 1 год, а к моменту завершения реформы будет достигать 8 лет для всех работников, независимо от пола.