Понятие магнита для детей. Мастер-класс "Свойства магнита" Ерофеева И.С. Материал и оборудование

Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников

Тема « Знакомство детей со свойствами магнита » .

Актуальность:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых знаний, сведений.

Экспериментирование связано со всеми видами деятельности , такими, как наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность , ФЭМП.

Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита .

2. Познакомить детей с понятиями « магнитная сила » , «притяжение» , « магнетизм » .

3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита .

2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментированию.

2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Методы и приемы:

Рассказывание легенды о магните , загадка, опыты с магнитами разного размера , игра малой подвижности, игра на развитие внимания, показ м/ф «Лунтик. Магнит »

Материал и оборудование:

Демонстрационный: игра «Ловись рыбка» , коробочка с магнитом , схема : «Какие предметы притягивает магнит » , картинки с изображением, где применяется магнит , познавательная игра «Волшебные магнитики » .

Раздаточный: магнит на каждого ребенка , набор предметов из различных материалов: пластмассовая ложка, стеклянная баночка с водой, металлические скрепки, кусочек ткани, деревянный кубик, пшено.

Ожидаемые результаты:

формирование представлений детей о природном объекте - магните ;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, загадывание загадки, рассматривание иллюстраций по теме « Опыты , экспериментирование с магнитом ».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель :

В круг быстрее становитесь

И друг другу улыбнитесь.

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать учёными - исследователями и отправиться в нашу лабораторию.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом . Коробка закрыта.

Воспитатель : Сегодня к нам в институт привезли предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Дети (магнит ) . Воспитатель показывает магнит :

«Вот перед вами волшебный магнит . Много секретов в себе он хранит», Воспитатель: перед тем как приступить к экспериментам с магнитом я хочу рассказать вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец . Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял , что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название « магнит » .

Воспитатель : магнит – это камень .

Возьмите на столе магнит и определите , какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный, твердый и т. д.) .

Воспитатель : Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый) .

Воспитатель предлагает дать определение магниту .

Ответ детей (магнит - это камень , поверхность его холодная, гладкая, он тяжелый).

Воспитатель : Какое еще свойство имеет магнит , отличающее его от обычных камней?

Ответы детей (притягивает предметы) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит ? Ответы детей (нет) .

Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения, но сначала давайте отдохнем.

Физминутка.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

на носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Дети присаживаются за столы.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, пальцы в рот не брать.

3. С мелкими деталями обращаться осторожно.

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Запомните, опыты можно проводить только со взрослыми.

ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит ?» (На столе лежат вперемежку предметы, надо их разобрать таким образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит )

Воспитатель : подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа) .

Воспитатель : К каким предметам притягивается магнит ?

Дети : Магнит притягивается к железным предметам.

ОПЫТ №2 « Магнитные полюса » .

Воспитатель : У каждого из вас есть магнит . Давайте прикоснемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа . Посмотрим, что будет.

Дети : Наши магниты то соединяются , то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель : Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов . С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный» . Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети : У нашей планеты Земля.

Воспитатель : просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети : Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети : Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель : Земля, как один большой магнит , притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом . Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса . Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются , а когда отталкиваются?

Дети : Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются . Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Воспитатель : Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить . А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

ОПЫТ №3 « Магнит преграды не боится » .

Воспитатель : Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу не исчезает.

Воспитатель : «А сейчас немного отдохнем и опять опыты начнем»

Разминка в кругу Игра с мячом «Притягивает - не притягивает»

Дети садятся за столы

Воспитатель : Я предлагаю провести следующее испытание:

ОПЫТ 4 «Не замочи рук»

(У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит . Скрепка «тянется» за магнитом )

Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.

Воспитатель : как можно быстро достать металлические предметы из крупы?

Дети говорят свои предположения.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо, влево, вверх и вниз

Повторять ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза,

Будем видеть лучше сразу.

ОПЫТ 5 «Поможем Золушке перебрать крупу»

(На тарелочках пшено, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из пшена убираем»

Воспитатель :

Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты ? Люди используют магниты : с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. Используют в медицине при обследовании и лечении. В игрушках, конструкторах .

Воспитатель : Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

Дети : Да!

Воспитатель : С помощью опытов мы многое узнали про магнит .

Итог занятия

1. Магнит притягивает железо .

2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.

2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс.

3. Магнит действует сквозь воду и стекло.

Литература

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. – М : ТЦ Сфера, 2004

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование . Издательство : Детство – Пресс, 2013

3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996


Эта сказка первая, которой я открываю у себя в блоге совместный с Таней Тавикой и ее блогом «Это интересно» проект «Опыты и сказки». В нем Таня будет проводить опыт по выбранной физической теме, а я писать сказку.

Первая тема, которую мы выбрали — Магниты.

«Мечты одного магнита »

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его . Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.

А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой.

Что же он увидел открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками.

Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину.

Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

__________________________________________

И действительно, магниты — это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да, предметы. Но они же почти живые!

А вот и опыты от Тани. Посмотрите как магниты еще и отталкивать могут, как с их помощью мелкие железки собирать, как… Ну, в общем читайте)

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмем предметы, сделанные из разных материалов:кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по-очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту? опыты с магнитом experiments with magnets

Цели.

  1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
  2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
  4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию ,самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Огнивушка-поскакушка", "Малахитовая шкатулка".
  • Беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка":

Что такое подземные богатства?

Из чего делают железо?

Что внутри шахты?

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

"Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила и провела воспитатель

II квалификационной категории

Романова Юлия Михайловна

(подготовительная к школе группа),

МДОУ «Детский сад № 24 «РОДНИЧОК»

г.Вольска Саратовской области

Занятие по познавательному развитию

"Волшебные свойства магнита"

Цели.

  1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
  2. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
  4. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию 4 самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок П.П. Бажова "Серебряное копытце", "Огнивушка-поскакушка", "Малахитовая шкатулка".
  2. Беседы по прочитанному из детской энциклопедии "Почемучка":

Что такое подземные богатства?

Из чего делают железо?

Что внутри шахты?

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

"Рыболов", "Магнитная геометрическая мозаика", "магнитная касса цифр и букв", "Подбери предмет", "Четвёртый лишний".

Методические приёмы:

  1. демонстрация опытов воспитателем;
  2. объяснение воспитателя;
  3. фронтальный опыт детей;
  4. индивидуальная работа с детьми;
  5. подведение итогов занятия;
  6. мотивация "Лаборатория доктора Зная";
  7. сюрпризный момент "Подарок доктора Зная".

Оборудование и материалы;

  1. магниты полосовые (каждому ребёнку),
  2. различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т другие),
  3. лоскутки ткани, меха,
  4. предметы из резины, пластмассы,
  5. штатив с гвоздём, висящим на нитке,
  6. лист бумаги,
  7. стекло,
  8. толстая книга,
  9. картон (на каждого ребёнка),
  10. железные опилки,
  11. подковообразный магнит.

Ход занятия

  1. Ребята, проходите в группу. Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда мы сейчас попали?
  2. Сегодня мы снова приглашены в лабораторию дедушки Зная.
  1. Напомните мне, пожалуйста, где мы с ним познакомились?
  2. Садитесь по удобней. Ребята, как ведут себя учёные в лаборатории (тихо, внимательно, аккуратно)? Дедушка Знай предлагает нам продолжить знакомство вот с этим предметом.
  3. Вспомните, как он называется?

Этот предмет обладает очень интересными свойствами, подскажите мне каким? (притягивает к себе железные предметы).

А теперь посмотрите на мой стол. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.

Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).

Почему это произошло? (Магнит притягивает к себе гвоздь).

Вывод: Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту.

Всегда ли магнит притягивает, то есть примагничивает металлический стержень?

А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту?

Ребята, помогите мне повторить опыты.

Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой.

Скажите, всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?

Вывод: магнит притягивает к себе гвоздь, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.

Сейчас мы с вами вспомним опыты, проделанные нами в прошлый раз. У вас на столе есть
магнит. Возьмите его в руки и внимательно рассмотрите.

Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).

Перед вами находится поднос с различными предметами из разного материала.

По очереди поднесите его к этим предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту,
положите в оранжевый поднос, а которые не притянутся - в зелёный поднос, а я пойду посмотрю
на вас во время опыта. На рабочем столе учёных порядок, а в лаборатории - тишина.

Молодцы, справились с заданием. А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту. (Металлические)

А на какие предметы не действуют силы магнита? Из какого материала они сделаны?

Ребята, сядьте правильно, отодвиньте подносы на край стола.

(Рассказ на фоне демонстрации).

А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Работайте тихо, не мешайте друг другу делать опыт. Вы сейчас учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные - умело справились с опытом. Почему скрепки не распались? Что с ними произошло?

Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами

Посмотрите друг на друга - все убрали магниты от скрепок и положили на стол.

А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

Физминутка.

Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1-2-3-4-5 - хочет Хомка сильным стать.

А ребята хотят стать тоже сильными, умными, воспитанными.

А теперь присядем на места.

Продолжим наши эксперименты с магнитом. Поможет нам в этом наш друг - опыт.

Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.

Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).

А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.

Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто "танцуют")
Почему двигаются скрепки?

Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.

Посмотрите ещё один опыт с магнитом. Подношу полосовой магнит к железным опилкам на
подносе, а потом круглый.

Ребята, у меня на подносе железные опилки (сравнение рисунка между двумя магнитами) - чем
отличаются рисунки опилок на подносе? (Форма, размер, количество опилок)

Вывод: правильно, сила круглого магнита больше, чем полосового, так как он больше размером (сила ребёнка - взрослого).

Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и
красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами.

Что происходит с ними?

А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?

Вывод Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные -отталкиваются.

  1. Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. "Магнитная мозаика", "Магнитная азбука", "Рыболов", зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
  2. Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.

На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и * интересного мы узнали сегодня о магните.

Итог. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.

Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные. Наши гости педагоги из школы увидели, как вы хорошо работали и с удовольствием продолжат с вами проводить более серьёзные опыты в школе, а дедушка Знай преподносит вам в подарок игру, где присутствует наш добрый друг-магнит. (Дидактическая игра "3 в одном: шашки, шахматы, нарды на магнитной доске"). Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.


С точки зрения детей, магнит – это удивительная вещь, которая способна творить чудеса. А испытания силы его притяжения, в том числе через бумагу или ткань, превращается в увлекательную игру. Прекрасная возможность для организации опытно-экспериментальной деятельности детей!

Посмотрите, каким образом этой возможностью воспользовались Ваши коллеги. Свой опыт они изложили в публикациях данного раздела – в виде конспектов НОД и занятий по познавательно-исследовательской деятельности. Здесь можно найти массу положительных примеров удачного направления игровой активности детей, их любознательности, в научно-популярное русло.

«Магнитные эксперименты» - интересные моменты.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 431 .
Все разделы | Магнит. Изучаем свойства магнита

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный мир магнитов» Занятие в старшей группе«Волшебные свойства магнита Цель : Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов . Задачи : Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом , магнитом его свойствами . Сформировать представление о свойствах ...

Проект по познавательному развитию для детей старшего возраста «Волшебная сила магнита» Вид проекта : познавательно-исследовательский. Длительность : краткосрочный. Участники : дети старшей группы (5-6 лет, воспитатель, родители. Цель : познакомить с магнитом , его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе. Данная цель реализуется через решение...

Магнит. Изучаем свойства магнита - Конспект занятия по экспериментированию на тему «Магнит» (средняя группа)

Экспериментальный магнит Цель: развитие познавательной активности детей в процессе Знакомство со свойствами магнита. Задачи: образовательная:формирование у детей знаний о свойствах Магнита в формировании умений приобретать знания последствиям проведения опытов делать выводы...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

ВОЛШЕБСТВО МАГНИТА Цель: Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Задачи: 1. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о...

«Волшебный камень - магнит». Конспект открытого занятия Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах. Задачи: расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя...

Конспект НОД в старшей группе «Свойства магнита» Конспект НОД в старшей группе. «Свойства магнита» Направление: познавательно-исследовательское развитие Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд. Возраст детей: 5 – 6 лет. Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная...

Магнит. Изучаем свойства магнита - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебный магнит»

Тема: «Волшебный магнит» Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы. Формировать умения детей...

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебный камень - магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень - магнит» Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: - Познакомить детей с физическим явлением магнетизмом, магнитом его свойствами. -...

ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА МАГНИТОВ

Цель: Формирование представления о различных предметах и их выраженных качествах и свойствах.

Задачи:

    Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и его свойствах.

    Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства.

    Познакомить со способами использования магнита в практической и игровой деятельности.

    Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

    Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Оборудование: рукавица из ткани;

    тарелка с фасолью и металлическими предметами;

    тарелка с различными предметами (бумага, лоскутки ткани, мех, предметы из резины и пластмассы);

    магниты по числу детей;

    стакан с водой и металлической скрепкой;

    макет “Автодрома” с машинками по числу детей

    Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, я рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и конечно же очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку. (здороваемся с гостями)

2. Игра “Волшебная рукавица”

Воспитатель: Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а Золушка расстроена и огорчена. мачеха со своими дочерьми уехала на бал а Золушку оставила дома одну и заставила перебирать фасоль. Давайте поможем Золушке. Как же нам быстро перебрать фасоль? (достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).

У меня есть рукавица, С ней я просто мастерица. Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите (Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).

С помощью моей “волшебной рукавицы” я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).

    Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

    А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.

Мы перебрали фасоль и теперь Золушка успеет на бал.

А сейчас, ребята предлагаю послушать одну старинную легенду. (дети садятся на коврик)

В давние времена на горе Ида один пастух по имени Магнис пас овец.Он заметил что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с металлическим наконечником липнут к черным камням которые в изобилии валялись под ногами. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил своих соседей. От имени пастуха Магнис и появилось название магнит.

Существует и другое объяснение слова магнит по названию древнего города Магнесия где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют природными магнитами.

Со временем люди научились и сами изготавливать магниты намагничивая куски железа.

3. Исследовательская лаборатория

Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам стать учеными исследователями.

    А кто такие ученые исследователи? (это человек, который что-то изучает).

    Ученые исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов.

Сейчас я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (одеваем бейджики со словом ученые приглашаю пройти за столы).

Итак, задание:

1. Рассмотрите магнит и предметы, лежащие на ваших столах в тарелочке, и определите из каких материалов они сделаны.

Выбранные предметы я попрошу положить в отдельную тарелочку.

    Вы определили, из какого материала сделаны эти предметы?

    Какой вывод мы можем сделать: на какие предметы не действует магнит и на какие действует.

    Предлагаю пройти к гостям и проверить какие предметы у них примагнитятся (заколки, застежки, молнии)

    В. Действует ли магнит через другие материалы? Давайте проверим. Возьмите лист картона, положите на него скрепку поднесите магнит снизу картона. Что происходит?

    Д. Скрепка следует за движением магнита.

    В: Что же двигает скрепку?

    Д: Магнитная сила.

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

    (То же самое с тканью)

    В. Возьмите магнит и поднесите к нему скрепку. Что произошло?

    Д. Она намагнитилась

    В. Возьмите еще одну скрепку и поднесите к первой скрепке. (Еще две скрепки). Что происходит?

    Д. Они примагнитились друг к другу.

    В. Теперь уберите магнит. Что происходит?

    Д. Скрепки держатся друг за друга.

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Магнит передал свою силу на некоторое время скрепкам.

    ФИЗМИНУТКА РЫБАЛКА

    В. Уронила скрепки в воду «нечаянно»

    В. Ребята, а как достать скрепку не замочив руки

    Д. версии детей

    В надо вести магнит по внешней стороне стакана

    Что двигает скрепку

    Д Магнитная сила

    В Какой можно сделать вывод

    ВЫВОД Магнитная сила проходит через стекло.

    В: Ребята, а через воду магнитные силы пройдут?

    Д: Ответы детей.

    В: Сейчас мы это проверим. Опустите одну скрепку в тарелочку с водой. Проведите магнитом над водой.

    (Дети проводят магнитом над водой, скрепка находящиеся на дне, притягивается к магниту).

    В: Ребята, расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

    Д: Я провел над тарелочкой с водой магнитом, и скрепка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась,

    В: Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Значит, магнитные силы проходят через воду.

Ребята, ваши магниты раскрашены в два цвета синий и красный - У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

    Поднести два магнита друг к другу.

    Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. Что происходит?

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА МАГНИТ

6. Игровая деятельность детей с макетами “Автодром”

Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас игру “Автодром. С помощью магнитов вы можете передвигать машинки по дорожкам автодрома. Но прежде чем вы начнёте играть, давайте вспомним, что нового вы узнали о магните и его свойствах, чему научились.